Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу руководителя Государственного казённого учреждения "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" Марзаева А.В. (далее - руководитель ГКУ "УДХ РБ" Марзаев А.В.) на вступившее в законную силу решение судьи Кировского районного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 г., вынесенное в отношении ГКУ "УДХ РБ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
решением судьи Кировского районного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 г. оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 августа 2019 г, согласно которому ГКУ "УДХ РБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, руководитель ГКУ "УДХ РБ" Марзаев А.В. просит отменить названное решение судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности, производство по данному делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктами 4.2, 6.3.1. "ГОСТ Р 50597 - 2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245 - ст, определено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256 и нанесена она должна быть по ГОСТ Р 52289, в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. При этом дорожная разметка не должна иметь дефектов.
Пунктом 6.2.2 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), установлено, что в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 автомобилей в сутки и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ "УДХ РБ", являющегося юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог в Республике Башкортостан, ОГИБДД ОМВД России по Куюргазинскому району Республики Башкортостан (далее - ГИБДД) внесено предписание об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно, требований ГОСТ Р 50597- 2017 и ГОСТ Р 52289-2004, в котором указано до 15 мая 2019 г. и затем до 15 июня 2019 г. принять меры по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.17, 1.14.1 (1.14.2), на автодороге регионального значения Магнитогорск - Ира, до пересечения с Федеральной автодорогой Уфа - Оренбург, начиная с 386 по 393 км + 300 м, по всей протяжённости. Предписание получено ГКУ "УДХ РБ" 15 апреля 2019 г.
Однако до этого установленного срока ГКУ "УДХ РБ" не выполнило законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 28 июня 2019 г. должностным лицом ГИБДД в отношении ГКУ "УДХ РБ" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился названный судья районного суда, ГКУ "УДХ РБ" привлечено к административной ответственности, в соответствии с этой нормой права, за неисполнение данного предписания.
Фактические обстоятельства этого дела подтверждены исследованными судьями двух судебных инстанций доказательствами в их совокупности: протоколом об административном правонарушении в отношении ГКУ "УДХ РБ", рапортом госинспектора дорожного надзора ГИБДД, предписанием ГИБДД, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и приложенными к ним фототаблицами, иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьями двух судебных инстанций установлены все юридически значимые обстоятельства совершения ГКУ "УДХ РБ" этого административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так как в результате судебных разбирательств установлено, что ГКУ "УДХ РБ" не приняло все зависящие от него меры по выполнению предписания ГИБДД об устранении нарушений законодательства в установленный срок, поэтому полагается, что оно обоснованно привлечено к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ГКУ "УДХ РБ" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
На основании этих доказательств должностное лицо ГИБДД и названные судебные инстанции пришли к единому обоснованному выводу о совершении ГКУ "УДХ РБ" административного правонарушения против порядка управления, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Довод жалобы руководителя ГКУ "УДХ РБ" Марзаева А.В, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции о том, что ответственность по его мнению должна нести подрядная организация АО "Башкиравтодор", с которой заключён государственный контракт, является необоснованным так как согласно Устава государственного казённого учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан организует выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории этой республики.
Довод жалобы о том, что нанесение дорожной разметки государственным контрактом от 17 ноября 2018 г. предусмотрено в срок до 15 июня 2019 г, исключительно при положительной температуре воздуха, следует считать несостоятельным, так как названное предписание ГИБДД было вынесено 15 апреля 2019 г. со сроком исполнения до 15 июня 2019 г, в период весенне - летних климатических условий на территории Республики Башкортостан.
Другие доводы жалобы руководителя ГКУ "УДХ РБ" Марзаева А.В, имеющие правовое значение, были проверены указанными судьями в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Ссылки руководителя ГКУ "УДХ РБ" Марзаева А.В. на практику других судов преюдициального значения для принятия решения по данному делу об административном правонарушении не имеют, так как их решения по иным делам обязательными для всех судов не являются и к этому делу не относятся.
Несогласие руководителя ГКУ "УДХ РБ" Марзаева А.В. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Постановление о привлечении ГКУ "УДХ РБ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГКУ "УДХ РБ" с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в размере меньшем в два раза минимального размера, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
Апелляционная жалоба ГКУ "УДХ РБ" на названное постановление мирового судьи рассмотрена указанным судьёй районного суда в порядке, установленном статьёй 30.6 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 30.13. и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 августа 2019 г. и решение судьи Кировского районного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 г. в отношении Государственного казённого учреждения "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу руководителя Государственного казённого учреждения "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" Марзаева А.В. - без удовлетворения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.