Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО6 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, установила:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по Республике Башкортостан, управление) ФИО6 от 6 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 августа 2019 года, начальник финансово - экономического отдела - главный бухгалтер Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - УФССП России по Республике Башкортостан) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года постановление должностного лица от 6 мая 2019 года и решение судьи районного суда от 28 августа 2019 года отменены, производство по делу в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены вышеуказанные акты.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО6 просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года, приводя доводы об незаконности судебного акта.
ФИО1, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, представила возражения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения УФК по Республике Башкортостан плановой проверки использования средств федерального бюджета за период с 1 января по 31 декабря 2018 года в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция" в УФССП России по Республике Башкортостан выявлен факт нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 209 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно УФССП России по Республике Башкортостан приняты бюджетные обязательства в размерах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации (КБК) N "взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных муниципальных органов" на сумму 52 213 рублей 71 копейка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 16 апреля 2019 года в отношении начальника финансово - экономического отдела - главного бухгалтера УФССП России по Республике Башкортостан ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело, заместитель руководителя УФК по Республике Башкортостан пришел к выводу о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного названной выше нормой. Судья районного суда с такими выводами согласился, указав, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда о привлечении ФИО1 к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен судебный акт.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда судья Верховного Суда Республики Башкортостан пришел к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении 16 апреля 2019 года допущены существенные недостатки, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела, их наличие влечет признание указанного протокола недопустимым доказательством. В качестве существенных недостатков судья посчитал не разрешение в порядке, установленном статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, письменного ходатайства о допуске защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На основании указанных выводов судья Верховного Суда Республики Башкортостан отменил постановление должностного лица и решение судьи районного суда, прекратил производство по делу.
Однако с такими выводами согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Названный протокол об административном правонарушении от 16 апреля 2019 года отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые для рассмотрения дела сведения. При его составлении присутствовала ФИО1, письменные объяснения которой приобщены к протоколу. С содержанием протокола об административном правонарушении ФИО1 ознакомлена, копия процессуального документа ей вручена.
Кроме того, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя УФК по Республике Башкортостан 6 мая 2019 года ФИО1 была извещена надлежащим образом, при рассмотрении дела она пользовалась помощью защитника.
29 августа 2019 года в Советском районном суде г. Уфы Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ФИО1 присутствовала и также воспользовалась помощью защитника.
Таким образом, право ФИО1 на защиту в ходе производства по настоящему делу не нарушено.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что не рассмотрением ходатайства и не допуске защитника при составлении протокола об административном правонарушении 16 апреля 2019 года со стороны должностного лица допущены существенные нарушения, которые влекут признание названного протокола недопустимым доказательством, не имеется, а выводы, приведенные в решении судьи Верховного Суда Республики Башкортостан являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьей Верховного Суда Республики Башкортостан, не имелось.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Допущенное судьей Верховного Суда Республики Башкортостан нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поскольку на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы двухгодичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО6 удовлетворить.
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.