Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу Стеклова Г.П. (далее - Стеклов Г.П.) на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора по охране окружающей среды по Чувашской Республике (далее - госинспектор Росприроднадзора) от 18 июля 2019 г., решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2019 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 октября 2019 г., вынесенные в отношении Стеклова Г. П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 октября 2019 г. оставлено без изменения решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2019 г, которым оставлено без изменения постановление госинспектора Росприроднадзора от 18 июля 2019 г, согласно которому Стеклов Г. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Стеклов Г. П. просит отменить вынесенные в отношении него указанные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по данному делу в отношении него прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьями двух судебных инстанций установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Стекловым Г.П. этого административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" госинспекторами Росприроднадзора установлено что из-за несвоевременного вывоза Стекловым Г.П. сточных, бытовых вод из дома в котором он проживает, N 24 на улице Сергеева в селе Ямашево Канашского района Чувашской Республики, был загрязнён земельный участок в переулке между домами N 24 и N 26 на этой же улице, с географическими координатами 55.597301 северной широты и 47.224947 восточной долготы, площадью 0, 0161 га. На этом участке имелось превышение по азоту нитратному в 2, 65 раза по сравнению с фоновыми показателями.
Эти обстоятельства подтверждаются доказательствами в их совокупности, исследованными судьями двух судебных инстанций: актом осмотра, обследования от 6 июня 2019 г, фотоматериалами, письменными объяснениями Стекловой А.И, протоколом отбора проб и образцов, актом отбора проб почвы, протоколом количественного химического анализа почвы, иными материалами дела.
На основании этих доказательств госинспектор Росприроднадзора и названные судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Стекловым Г.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.
Доводы жалобы Стеклова Г.П, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, были проверены указанными судьями в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Исследования почвы, проведённые в ноябре 2019 г. по инициативе Стеклова Г.П. иными специалистами, по выводам судей двух судебных инстанций не могут опровергнуть данные, полученные специалистами испытательной лаборатории Филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" 6 июня 2019 г, так как своевременность и достоверность их получения сомнений у названных судей не вызвали, и поэтому эти исследования иных специалистов не повлекли отмену обжалуемого Стекловым Г.П. постановления госинспектора Росприроднадзора.
Ссылки Стеклова Г.П. на практику других судов преюдициального значения для принятия решения по данному делу об административном правонарушении не имеют, так как обязательными для всех судов не являются и к этому делу не относятся.
Несогласие заявителя Стеклова Г.П. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Постановление о привлечении Стеклова Г.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Стеклову Г.П. с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.
Апелляционная жалоба Стеклова Г.П. на названное решение судьи районного суда рассмотрена указанным судьёй Верховного Суда Чувашской Республики в порядке, установленном статьёй 30.6 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 30.13. и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора по охране окружающей среды по Чувашской Республике от 18 июля 2019 г, решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2019 г, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 октября 2019 г, вынесенные в отношении Стеклова Г.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Стеклова Г.П. - без удовлетворения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.