Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу врио директора Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 24 октября 2019 г. (здесь и далее дата изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 декабря 2019 г., вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 24 октября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 декабря 2019 г, ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель - врио директора ФГКУ комбинат "Светлый" С ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с действующим законодательством РФ, уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц (в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. При этом могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) о прекращении нарушений тех или иных норм закона, устранении негативных последствий, восстановлении первоначального положения, заключении договоров с конкретными условиями и субъектами, о расторжении или изменении договоров и т.д.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Осуществление государственного контроля за объектами топливно-энергетического комплекса возложено на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы на основании Федерального закона от 21 июля 2011 г. N256-ФЗ "Об обеспечении объектов топливно-энергетического комплекса" (пункт 4 статьи 6) и постановления Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N1067 "Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N256 ФЗ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании утвержденного плана проведения проверок объектов топливно-энергетического комплекса в период с 27 по 31 августа 2018 года Управлением Росгвардии по Оренбургской области, в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса проведена плановая выездная и документарная проверка обеспечения безопасности категорированного объекта топливно-энергетического комплекса - площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов на основании пункта 4 статьи 6 ФЗ от 21 июня 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". На основании акта проверки от 31 августа 2018 г. выдано предписание N 24ТЭК 2018 от 31 августа 2018 г, в соответствии с которым необходимо было в срок до 01 августа 2019 г. устранить недостатки.
В ходе проведенной с 3 по 5 сентября 2019 г. в соответствии с пунктом 31 Плана проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, проверки инспекторами отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Оренбургской области установлено невыполнение ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва в установленный до 1 августа 2019 г. срок вышеуказанного предписания, что было отражено в акте проверки от 5 сентября 2019 г. N 35ТЭК/2019.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 сентября 2019 г. (л.д. 2-4); планом проведения Управлением Росгвардии по Оренбургской области проверок от 26 октября 2017 г. и 03 октября 2018 г. (л.д. 5, 58-59); предписанием N 24ТЭК/2018 от 31 августа 2018 г. со сроком устранения недостатков до 01 августа 2019 г. (л.д. 6-9); актом проверки N 43ТЭК/2018 от 31 августа 2018 г. (л.д. 61-62); актом проверки N35ТЭК/2019 от 5 сентября 2019 г. (л.д. 13-17) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Предписание от 31 августа 2018 г. N 24ТЭК/2018 выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений, а также указания на нормы права, нарушенные ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва. Данное предписание юридическим лицом не было обжаловано и является законным.
Данных, подтверждающих, что ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 1 августа 2019 г, в том числе уведомило орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, о невозможности выполнения предписания в указанный срок, в материалы дела не представлено
Обращение директора ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва С о продлении срока устранения недостатков 9 августа 2019 г, то есть после истечения срока устранения нарушений, начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области о продлении срока устранения недостатков, оставлено без рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в установленный срок до 1 августа 2019 г.
Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, о том, что учреждение не является объектом топливно-энергетического комплекса, опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный контроль за объектами топливно-энергетического комплекса.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 24 октября 2019 г, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 декабря 2019 г, вынесенные в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя С. оставить без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.