Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу ФИО8 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 по Хайбуллинскому району Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 года, решение судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 года, вынесенные в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава Хайбуллинского РО УФССП по Республике ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 по Хайбуллинскому району Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 года, начальник отдела - старший судебный пристав Хайбуллинского РО УФССП по Республике Башкортостан ФИО8 (далее по тексту - ФИО8 И.З.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО8 И.З. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
В возражениях на жалобу заместитель прокурора "адрес" Республики ФИО8 просит об отказе в удовлетворении жалобы ФИО8 И.З.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в "адрес" отдел судебных приставов УФССП России по Республике ФИО8, начальником отдела - которого являлся ФИО8 И.З, ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение гражданина ФИО8 с письменным заявлением о представлении информации по исполнению требований исполнительного документа N-ИП. Заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что ответ на это обращение был дан с нарушением срока, закрепленного частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а потому заместителем прокурора "адрес" Республики ФИО8 в отношении ФИО8 И.З. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, оценив имеющиеся в деле доказательства, квалифицировал действия ФИО8 И.З. по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем согласился судья межрайонного суда при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания.
С состоявшимися по делу судебными актами нельзя согласиться.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1 статьи 64.1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 64.1).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1).
Таким образом, положения Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают специальное регулирование отношений, связанных, в частности, с условиями и порядком принудительного исполнения судебных актов.
При этом порядок рассмотрения ходатайств и заявлений, предусмотренный данным Федеральным законом, применяется к тем обращениям, которые поданы сторонами исполнительного производства на одной из его стадий (статья 64.1). Указанное отвечает правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О.
Из материалов дела следует, что ФИО8, являясь взыскателем по исполнительному производству N-ИП в отношении ФИО8 (постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ N) обратился с заявлением в "адрес" отдел судебных приставов УФССП России по Республике ФИО8 о предоставлении информации в рамках указанного исполнительного производства.
Учитывая, что обращение ФИО8 содержало требования о необходимости предоставления информации в рамках исполнительного производства N-ИП, то оно подлежало рассмотрению в порядке статьи 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Указанное обстоятельство является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела, поскольку исключает применение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и наличие в действиях начальника отдела - старшего судебного пристава Хайбуллинского РО УФССП по Республике ФИО8 М.З. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах принятые по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя, выводы судебных инстанций о наличии в деянии ФИО8 М.З. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N по "адрес" Республики ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Зилаирского межрайонного суда Республики ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава Хайбуллинского РО УФССП по Республике ФИО8 М.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ФИО8 М.З. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу ФИО8 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N1 по Хайбуллинскому району Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 года, решение судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 года, вынесенные в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава Хайбуллинского РО УФССП по Республике Башкортостан ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.