Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Тоцкий коммунальник" (далее - общество, ООО "Тоцкий коммунальник") И.С.М. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 25 июня 2019 г., решение судьи Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 сентября 2019 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Тоцкий коммунальник", установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 25 июня 2019 г, оставленным без изменения решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 сентября 2019 г, решением судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2019 года, ООО "Тоцкий коммунальник признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Тоцкий коммунальник" И.С.М. просит обжалуемые судебные акты и постановление должностного лица отменить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, является лицо, обеспечивающее население коммунальными услугами, и (или) лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, информации об услугах, предоставляемых исполнителем, а также установленный режим обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечивающего непрерывность потребления, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 75 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ N и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о продлении проведения проверки совместно со специалистом Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка соблюдения ООО "Тоцкий коммунальник" режима обеспечения населения "адрес" коммунальной услугой - холодное водоснабжение.
В ходе проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ обществом не обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в многоквартирных домах "адрес", а именно отсутствовало холодное водоснабжение:
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном "адрес" в период времени с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут; в многоквартирных домах N по "адрес", в многоквартирном "адрес" в период с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут;
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном "адрес" в период времени с 08 часов 00 минут до 19 часов 00 минут; в многоквартирных домах N по "адрес", в многоквартирном "адрес" в период с 09 часов 00 минут до 19 часов 30 минут;
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном "адрес" в период времени с 08 часов 00 минут до 19 часов 00 минут; в многоквартирных домах N (кв. N) по "адрес" и в многоквартирном доме N по "адрес" в период времени с 12 часов 00 минут до 13 часов 20 минут;
- ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном "адрес") ло "адрес" в период времени с 09 часов 00 минут до 15 часов 30;минут; в многоквартирных домах Nа ("адрес") и N ("адрес", в многоквартирном доме N 1 (N по "адрес" в период времени с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, что явилось нарушением п.п. "в" п. 3, п.п. "а" п. 31 Правил N 354.
Указанные обстоятельства послужили основаниям для возбуждения прокурором Тоцкого района Оренбургской области в отношении ООО "Тоцкий коммунальник" дела об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения данного юридического лица постановлением и.о. начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по указанной норме.
Доводы заявителя о том, что ООО "Тоцкий коммунальник" не является субъектом данного правонарушения, были предметом рассмотрения судей нижестоящих судов, получили надлежащую оценку и были обоснованно отвергнуты.
Так, постановлением главы муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области определено муниципальное унитарное предприятие "Тоцкий коммунальник".
Согласно пункта 1.2 Устава ООО "Тоцкий коммунальник" создано способом преобразования МУП "Тоцкий коммунальник" в ООО "Тоцкий коммунальник" в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", на основании постановления администрации Тоцкого района ДД.ММ.ГГГГ N
В силу пункта 2.1 Устава основной задачей ООО "Тоцкий коммунальник" является максимальное удовлетворение населения и организаций в коммунальных услугах (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.)
Согласно п. 2.2 Устава для выполнения задач ООО "Тоцкий коммунальник" заключает с организациями, населением договоры на коммунальные услуги по договорной цене и предоставляет им их.
При таких обстоятельствах административный орган и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Тоцкий коммунальник", являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, обязано предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества - подачу холодного водоснабжения, не только до границы эксплуатационной ответственности, но и до кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков.
Факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копией решения о проведении проверки, копией уведомления о продлении срока проведения проверки, копией оперативной сводки, копией акта проверки, копией журнала регистрации фактов отключения водопровода на централизованных сетях, копиями актов, копией устава ООО "Тоцкий коммунальник", выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Тоцкий коммунальник" и другими материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно сочли, что ООО "Тоцкий коммунальник" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время следует согласиться с доводами жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по факту выявленных ДД.ММ.ГГГГ допущенных ООО "Тоцкий коммунальник" нарушений, поскольку по указанному факту на ДД.ММ.ГГГГ истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное обстоятельство не ставит под сомнение законность вынесенных постановления должностного лица и решений судьи районного суда и судьи областного суда, поскольку не влияет на квалификацию действий ООО "Тоцкий коммунальник", однако является основанием для его изменения путем исключения из описательно-мотивировочной части вывода о нарушениях, допущенных ООО "Тоцкий коммунальник" и выявленных ДД.ММ.ГГГГ
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Административное наказание назначено ООО "Тоцкий коммунальник" в пределах санкции статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 25 июня 2019 г, решение судьи Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 сентября 2019 г, решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тоцкий коммунальник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из описательно-мотивировочной части вышеуказанных актов указание на нарушения, допущенные ООО "Тоцкий коммунальник", выявленные 25 июня 2018 г.
В остальной части постановление исполняющего обязанности начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 25 июня 2019 г, решение судьи Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 сентября 2019 г, решение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тоцкий коммунальник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Тоцкий коммунальник" И.С.М. удовлетворить частично.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.