Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу административного истца ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 декабря 2019 года по административному делу N 2а-763/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Татарстан" о признании решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года в части ряда положений незаконным.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, объяснения посредством системы видеоконференц-связи представителя административного ответчика - негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Татарстан" по доверенности ФИО6, полагавшей необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - административный истец) обратился в Бугульминский городской суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением к негосударственной некоммерческой организации "Адвокатская палата Республики Татарстан" (далее - ННО "Адвокатская палата Республики Татарстан") о признании незаконным решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года "О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда".
В обоснование требований он указал, что некоторые положения решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года противоречат нормам Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодексу профессиональной этики адвоката, принятому 31 января 2003 года Первым Всероссийским съездом адвокатов (с изменениями и дополнениями), и являются незаконными, ущемляющими права не только его как адвоката, и всех адвокатов адвокатских образований Республики Татарстан, но и права органов предварительного расследования и суда, а также лиц, которым адвокатами оказывается помощь в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда.
Бугульминский городской суд Республики Татарстан решением от 22 мая 2019 года отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Татарстан апелляционным определением от 6 декабря 2019 года отменила вышеуказанное решение и прекратила производство по административному делу на основании части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Бугульминский городской суд Республики Татарстан 27 января 2020 года, административный истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение ввиду существенного нарушения норм процессуального права и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
В обоснование этого он указывает на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое решение Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года на день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции утратило силу в связи с принятием решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 15 июля 2019 года, поскольку в последнем решении не указывается о признании недействительным решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года.
Административный истец обращает внимание, что принятое 15 июля 2019 года Советом Адвокатской палаты Республики Татарстан решение не может заменить решение Совета от 4 апреля 2018 года, поскольку данное решение устанавливало не только правила участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, но и регламентировало участие адвокатов в качестве представителей в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда.
По мнению автора кассационной жалобы, решение Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 15 июля 2019 года только уточняет решение Совета от 4 апреля 2018 года в части установления порядка участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.
В заключение кассационной жалобы ФИО1 отмечает, что административный ответчик не заявлял об утрате силы оспариваемым решением, которое является действующим и размещено на официальном сайте Адвокатской палаты Республики Татарстан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи своевременно и надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика посредством видеоконференц-связи и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует, что административный истец, являясь действующим адвокатом, оспаривает и просит признать незаконными отдельные положения решения Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года "О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда".
Как указано в абзаце первом данного решения, оно принято в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации", решением Совета Федеральной палаты адвокатов России "Порядок назначения адвокатов в качестве защитника в уголовном судопроизводстве" от 5 октября 2017 года (протокол N 5) и регулирует выполнение адвокатами Адвокатской палаты Республики Татарстан профессиональных обязанностей по назначению (т. 1, л.д. 11 - 37).
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Закона об адвокатуре установлено, что совет адвокатской палаты организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определённым советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами.
Из этого следует, что определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда отнесено к компетенции совета Федеральной палаты адвокатов, при этом на советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации возложены функции по его реализации и контролю исполнения указанного порядка.
Решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 15 марта 2019 года утверждён Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее - Порядок от 15 марта 2019 года). Пунктом 13.1 указанного Порядка определено, что он вступает в силу с даты его утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, и указано, что со дня его вступления в силу признается утратившим силу "Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве", утверждённый решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 5 октября 2017 года (Протокол N 5) (т. 1, л.д. 102 - 107).
Кроме того, пунктом 2.1. Порядка от 15 марта 2019 года установлено, что порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве определяется Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 37 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
В целях организации исполнения настоящего Порядка советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", принимают Региональные правила с учетом региональных особенностей.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 35 Закона об адвокатуре решения Федеральной палаты адвокатов и её органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов, решением Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 15 июля 2019 года (протокол N 11) утверждены Правила назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве в Республике Татарстан. Данное решение согласовано решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 24 сентября 2019 года (т. 2, л.д. 4 - 12).
В названных Правилах назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве в Республике Татарстан сведения о том, что решение Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года "О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда" утратило силу, отсутствуют.
Тем не менее пунктом 13.2 Порядка, утверждённого решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 15 марта 2019 года, установлено, что в целях приведения действующих Региональных правил в соответствие с настоящим Порядком устанавливается переходный период сроком до 1 октября 2019 года, в течение которого осуществляется согласование Региональных правил Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в части соответствия отдельных положений Региональных правил положениям указанного Порядка.
Со дня вступления в силу настоящего Порядка и до согласования Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации действующие Региональные правила применяются в части, не противоречащей настоящему Порядку.
Поскольку в силу пункта 13.1 Порядка, утверждённого решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 15 марта 2019 года, со дня его вступления в силу признан утратившим силу "Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве", утверждённый решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 5 октября 2017 года (Протокол N 5), то принятое во исполнение последнего решение Совета Адвокатской палаты Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года "О порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Республики Татарстан в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, представителя в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда", как не согласованное Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в срок до 1 октября 2019 года, утратило силу и перестало затрагивать права административного истца, к правильному выводу о чём пришёл суд апелляционной инстанции в обжалуемом определении.
Данное обстоятельство правомерно расценено судом апелляционной инстанции как основание для прекращения производства по административному делу, предусмотренное частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном не основаны на законе и обстоятельствах дела.
С учётом изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемое апелляционное определение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.