Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО2 на решение Советского районного суда города Казани от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года по административному делу N 2а-4004/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани о признании незаконным решения об отказе вклеить в паспорт гражданина СССР фотографию в связи с достижением 45-летнего возраста.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 (далее - административный истец) обратился в Советский районный суд города Казани с административным исковым заявлением об оспаривании отказа отдела по вопросам миграции по Советскому району города Казани вклеить в паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР) образца 1974 года фотографию в связи с достижением им 45-летнего возраста.
В обоснование своих требований административный истец указывал, что выданный ему паспорт гражданина СССР образца 1974 года в настоящее время является действительным и удостоверяет его принадлежность к гражданству Российской Федерации, поскольку действие паспорта гражданина СССР каким-либо сроком не ограничено.
Полагая, что отказ государственного органа вклеить фотографию в паспорт гражданина СССР не обоснован, ФИО2 просил суд признать его незаконным и возложить на административного ответчика обязанность вклеить фотографию в связи с достижением 45-летнего возраста в паспорт гражданина СССР, заверив фотографию печатью с символикой Российской Федерации.
Определением Советского районного суда города Казани от 6 мая 2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика - отдела по вопросам миграции по Советскому району города Казани на надлежащего - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани (далее - УМВД России по городу Казани).
Советский районный суд города Казани решением от 24 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года, отказал в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Казани 25 февраля 2020 года, административный истец ФИО2 просит отменить названные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого ФИО2, ссылаясь на нормы Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 677, Федерального закона от 31 марта 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", указывает на ошибочность выводов судов первой и апелляционной инстанций о недействительности его паспорта гражданина СССР образца 1974 года и отсутствии у административного ответчика обязанности вклеить в данный паспорт фотографию в связи с достижением 45-летнего возраста. Административный истец также обращает внимание на судебную практику других судов по аналогичным спорам.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что у ФИО2 имеется паспорт гражданина СССР серии N N, образца 1974 года (л.д. 25 - 29). На момент подачи административного искового заявления замена паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации административным истцом не произведена.
Полагая, что паспорт гражданина СССР является действительным и удостоверяющим его принадлежность к гражданству Российской Федерации, ФИО2 обратился в отдел по вопросам миграции по Советскому району города Казани с заявлением, в котором просил произвести вклейку фотографии в указанный паспорт по достижении возраста 45 лет (л.д. 20 - 24).
Согласно ответу заместителя начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан от 4 апреля 2019 года, у ведомства отсутствует техническая возможность вклеить в паспорт гражданина СССР фотографии по достижении определенного возраста. При этом ФИО2 разъяснено, что единственной возможной процедурой в случае достижения лицом, имеющим паспорт гражданина СССР образца 1974 года, возраста, установленного для вклеивания фотографии, является обмен такого паспорта на паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 30).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии у органов миграционного учета обязанности вклеивать в паспорт гражданина СССР образца 1974 года новые фотографии по достижении гражданином, в том числе, возраста 45 лет.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит данный вывод правильным, поскольку при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года N 667 и действовавшим на время выдачи ФИО2 паспорта гражданина СССР, срок действия паспорта не ограничивался. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеивались в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имевшие таких фотографических карточек, являлись недействительными.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно пункту 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось осуществить до 1 июля 2004 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. Таким образом, для Министерства внутренних дел Российской Федерации это требование является обязательным и подлежащим исполнению в указанные сроки.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации.
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" требует замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, из чего следует, что какая-либо иная обязанность сотрудников органов миграционного контроля при обращении к ним с указанным документом, кроме замены паспорта, не предусмотрена.
Пунктом 7 ранее указанного Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.
Следовательно, паспорт гражданина СССР, выданный ФИО2, которому на момент обращения к административному ответчику исполнилось 45 лет, являлся недействительным и подлежал замене на паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Советского районного суда города Казани от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.