Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Якушевой Е.В. и Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жанетовой Марины Бурянгалеевны на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 13.05.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.08.2019 г. по гражданскому делу N 2-1180/2019 по иску Жанетовой Марины Бурянгалеевны к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконным отказа включить периода работы в стаж муниципальной службы за выслугу лет и обязании включить периоды работы в стаж за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жанетова М.Б. 24.01.2019 г. обратилась с иском в Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - администрация м.о. Оренбургский район) о включении периода работы в стаж муниципальной службы.
В обоснование своих требований указала, что решением Комиссии по определению стажа муниципальной службы администрации м.о. Оренбургский район N1 от 06.08.2018 г..ей было отказано во включении периода работы с 05.08.1986 г..По 30.09.1991 г..в стаж муниципальной службы, дающий право на назначении пенсии за выслугу лет. Считает отказ незаконным, поскольку из пунктов 1.2, 1.2.3 приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 30.10.1980 г..N121 "Об утверждении Методических указаний по организации централизованной выплаты пенсий и пособий" райисполкомам поручено создать и обеспечить соответствующее финансирование. Центр выплат находился в составе исполнительной власти и как самостоятельное юридическое лицо не существовал, центральная бухгалтерия осуществляла контрольные и распределительные функции в отношении пенсий и пособий. В пункте 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г..N1141 указано, что перечень должностей не является исчерпывающим. После уточнения требований указала, что до 31.10.2013 г..работала в администрации м.о. Оренбургский район в Управлении социальной защиты населения начальником отдела бухгалтерского учета и ее должность отнесена в Реестре должностей к ведущей должности, имела классный чин советник муниципальной службы 3 класса. В 2013 г..полномочия по назначению и выплате ежемесячных доплат к государственной пенсии были переданы ответчику. 27.07.2018 г..обратилась с заявлением о включении периода работы с 05.08.1986 г..по 05.08.1991 г..в должности инспектора, старшего бухгалтера Оренбургского центра по назначению и выплате пенсий и пособий в стаж муниципальной службы, в чем ей было отказано. Просила признать отказ администрации м.о.
Оренбургский район от 06.08.2018 г..N1 включить период ее работы с 05.08.1986 г..по 05.08.1991 г..в должности инспектора, старшего бухгалтера Оренбургского центра по назначению и выплате пенсий и пособий в стаж за выслугу лет незаконным и обязать включить указанный стаж в выслугу лет.
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 13.05.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.08.2019 г, в удовлетворении иска Жанетовой М.Б. отказано.
В кассационной жалобе Жанетовой М.Б. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении ее иска.
Жанетова М.Б. и ее представитель по доверенности Калиев А.К, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области", извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Жанетова М.Б. работала в период с 05.08.1986 г. по 30.09.1991 г. в Оренбургском центре по назначению и выплате пенсий и пособий отдела соцобеспечения Исполкома Оренбургского областного совета народных депутатов в должности инспектора и старшего бухгалтера, уволена в связи с ликвидацией предприятия.
В период с 25.10.1993 г. по 31.10.2013 г. (за исключением периодов с 20.12.1994 г. по 03.02.1997 г, 20.12.2000 г. по 10.01.2001 г, с 22.01.2002 г. по 22.10.2008 г.) Жанетова М.Б. работала в Управлении социальной защиты населения администрации Оренбургского района Оренбургской области. (11 лет 1 мес. 7 дней).
Жанетовой М.Б. с 24.06.2018 г. назначена страховая пенсия по старости, что подтверждается справкой УПФР в г. Оренбурге N 424202/18 от 21.06.2018 г.
25.06.2018 г. Жанетова М.Б. обратилась в администрацию м.о. Оренбургский район с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему.
04.07.2018 года администрацией м.о. Оренбургский район Жанетовой М.Б. отказано в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в связи с отсутствием необходимого стажа государственной гражданской (муниципальной службы), дающего права на получение пенсии за выслугу лет. В Уведомлении NЖ-551 указано, что согласно приложению N 2 к Положению об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Оренбургский район, утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 13.07.2017 г. N 167, при назначении пенсии за выслугу лет в 2018 г, стаж муниципальной службы должен составлять 16 лет. В соответствии с предоставленной отделом кадров и спецработы администрации муниципального образования Оренбургский район справкой стаж муниципальной службы Жанетовой М.Б. составляет 11 лет 1 месяц 7 дней. В указанный стаж не был включен период работы с 05.08.1986 г. по 30.09.1991 г. в Оренбургском центре по назначению и выплате пенсий и пособий отдела соцобеспечения Исполкома Оренбургского областного совета народных депутатов.
На обращение Жанетовой М.Б. о включении спорного периода работы в стаж муниципальной службы 06.08.2018 г. Оренбургской районной комиссией по определению стажа муниципальной службы и по установлению дополнительной пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Оренбургской областью, Жанетовой М.Б. разъяснено, что в соответствии с пунктом 13 Положения об Оренбургской районной комиссии по определению стажа, утвержденного постановлением главы муниципального образования Оренбургский район от 27.08.2008 N 98-п "Об Оренбургской районной комиссии по определению стажа муниципальной службы", районная комиссия принимает решение о включении в стаж муниципальной службы иных отдельных периодов работы (службы) по представлению руководителя органа местного самоуправления района. Представление оформляется одновременно с увольнением муниципального служащего с муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию, либо по иным основаниям, дающим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии Законом Оренбургской области при наличии права на государственную пенсию. В связи с тем, что Жанетова М.Б. уволена 01.11.2013 г. и по момент обращения работает в ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" оснований для рассмотрения заявления на комиссии отсутствуют.
Из представленных сведений архива видно, что Централизованное бюро пенсий и пособий при областном отделе социального обеспечения было образовано на основании решения N 625 от 30.09.1965 г. исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся. Решение принято по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР и в связи с созданием бюро в районных отделах социального обеспечения г. Оренбурга сокращены соответствующие должности с передачей их в бюро. Согласование производилось также с Оренбургским горисполкомом, утверждено штатное расписание организации.
Централизованное бюро пенсий и пособий при областном отделе социального обеспечения в соответствии с решением Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета депутатов трудящихся N 535 от 13.10.1971 г. переименовано в Оренбургский центр по начислению и выплате пенсий и пособий при областном отделе социального обеспечения и получило наименование "Оренбургский Центр по начислению и выплате пенсий и пособий при областном отделе социального обеспечения".
Решением Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов N 177 от 02.07.1991 г. в рамках реорганизации социальных служб Оренбургский центр по начислению и выплате пенсий и пособий ликвидирован с передачей функций по начислению и выплате пенсий и пособий отделам соцобеспечения райгорисполкомов.
Отказывая в удовлетворении иска Жанетовой М.Б. суд первой инстанции указал, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Пенсия за выслугу лет является государственным пенсионным обеспечением, при назначении которой обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в частности в муниципальном образовании.
Учитывая положения статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 23, 24 Федерального закона от02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закон Оренбургской области от 10.10.2007 г. N1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области", Закон Оренбургской области от 12.09.2000 г. N660/185-ОЗ "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы в Оренбургской области", Закон Оренбургской области от 27.11.1996 г. "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области", учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что работа истицы в спорный период в Оренбургском Центре по начислению и выплате пенсий и пособий отдела соцобеспечения Исполкома Оренбургского областного совета народных депутатов не может быть включен в стаж муниципальной службы на основании пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N1141, поскольку указанный Центр не входил в структуру социального обеспечения исполнительного комитета, а был создан как самостоятельное государственное учреждение, функции государственного управления не выполнял, его задачей являлась организация своевременной и правильной выплаты пенсий и пособий в централизованном порядке, что являлось технической функцией.
Отклоняя доводы жалобы Жанетовой М.Б. о том, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции об отсутствии у истицы права на включение спорных периодов стаж муниципальной службы основаны на положениях действующего законодательства и оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
В кассационной жалобе Жанетова М.Б, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что судебные постановления приняты с нарушением норм материального права, судами не учтено Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1994 г. N333 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам Министерства социальной защиты населения Российской Федерации", в котором непосредственно указывается, что центр по начислению и выплате пенсий и пособий органов исполнительной власти краев, областей, городов, районов, районов в городах относятся к органам государственной власти. Судами не приняты во внимание Постановление Совета Министров СССР от 09.04.1969 г. N262, от 19.05.1969 г. N312, но учтено постановление Совмина РСФСР от 20.09.1968 г. N654.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 19 Федерального закона Российской Федерации N166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации N1141 от 20.09.2010 г, включены должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г. (пункт 17) А также отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. (пункт 20).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 г. N1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом Оренбургской области.
Согласно статье 8 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 г. "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" стаж государственной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области", Законом Оренбургской области "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области" и включает в себя периоды государственной службы на государственных должностях, предусмотренных Реестром.
В силу пункта 18 статьи 2 Закона Оренбургской области от 02.09.2000 г. N660/185-ОЗ "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области" при исчислении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской (муниципальной) службе Оренбургской области, учитываемого при определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую (муниципальную) службу Оренбургской области, право на получение пенсии за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию (единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет), засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.09.1968 г. N654 "Об утверждении Положения о Министерстве социального обеспечения в РСФСР" главными задачами Министерства социального обеспечения РСФСР являются всемерное развитие дела социального обеспечения в целях наиболее полного удовлетворения социальных потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан; руководство работой по назначению и выплате пенсий и пособий в соответствии с действующим законодательством и иное.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом первой и апелляционной инстанций по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая представленные архивные документы о создании и ликвидации Оренбургского Центра по начислению и выплате пенсий и пособий при областном отделе социального обеспечения, согласно которым данный Центр был создан как самостоятельное государственное учреждение, задачей которого являлась организация своевременной и правильной выплаты пенсий и пособий в централизованном порядке, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что данный центр не относился к органам государственного управления и функции государственного управления не выполнял, в связи с чем оснований для включения периода работы Жанетовой М.Б. в указанном центре в стаж муниципальной службы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебные постановления приняты с нарушением норм материального права, поскольку не учтено Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1994 г. N333 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет работникам Министерства социальной защиты населения Российской Федерации", Постановление Совета Министров СССР от 09.04.1969 г. N262, от 19.05.1969 г. N312, Постановление Совмина РСФСР от 20.09.1968 г. N654 основаны на ошибочном понимании закона и нормативных актов СССР, РСФСР, Российской Федерации применительно к установленным обстоятельствам данного дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 13.05.2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07.08.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жанетовой Марины Бурянгалеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись А.Н. Плеханов
Судьи Подпись Н.В. Бросова
Подпись Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.