Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н, судей Якушевой Е.В. и Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Красноармейского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13.08.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28.10.2019 г. по гражданскому делу N 2-186/2019 по иску администрации Красноармейского района Чувашской Республики к Лаврентьевой Людмиле Валериевне, Лаврентьеву Андрею Валентиновичу и их несовершеннолетним детям Лаврентьевой Юлиане Андреевне, Лаврентьевой Софье Андреевне, Лаврентьеву Тимофею Андреевичу в лице законного представителя Лаврентьевой Людмиле Валериевне о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Красноармейского района Чувашской Республики 08.07.2019 г. обратилась с иском в Красноармейский районный суд Чувашской Республики к Ларентьевой Л.В, Лаврентьеву А.В. и несовершеннолетним Лаврентьевой Ю.А, Лаврентьевой С.А, Лаврентьеву Т.А. в лице их законного представителя Лаврентьевой Л.В. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование своих требований указала, Лаврентьевой Л.В. с составом семьи 5 человек (она, супруг и трое несовершеннолетних детей) предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г..г, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г..N717. 18.05.2019 г..Лаврентьевой Л.В. выдано свидетельство N14 о предоставлении социальной выплаты в размере 1159806 руб. на строительство жилого дома в Красноармейском сельском поселении Красноармейского района Чувашской Республики. Указанная сумма была перечислена Лаврентьевой Л.В. администрацией Красноармейского района Чувашской Республики согласно платежному поручению от 25.05.2019 г..N176842. В ходе проверки Управления государственного финансового контроля Министерства финансов Чувашской Республики были выявлены нарушения при предоставлении Лаврентьевой Л.В. указанной социальной выплаты, поскольку Лаврентьева Л.В. и Лаврентьев А.В. произвели отчуждение квартиры общей площадью 39, 2 кв.м. по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, ухудшив свои жилищные условия и с момента отчуждения не прошло 5 лет. При этом, указанная квартира была приобретена ФИО11 с супругом за счет безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, предоставленной из местного бюджета на основании постановления главы администрации Красноармейского района от 29.06.2004 г..N144 "О предоставлении субсидии на приобретения жилья ФИО11".
Названные обстоятельства свидетельствуют о не соблюдении пункта 2.10 Порядка формирования и утверждения списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 г..N53. Лаврентьевой Л.В. ранее было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат или иной формы государственной поддержки по категории "Молодой специалист". Кроме того, в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 3, 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г..N598, Лаврентьева Л.В. с семьей была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в сельской местности с использованием безвозмездной субсидии на приобретение жилья. При предоставлении вышеназванной выплаты Лаврентьевой Л.В. администрацией Красноармейского района не были соблюдены в нарушение статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия предоставления межбюджетных трансфертов, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств. В июне 2019 г..данные средства были в бесспорном порядке взысканы из бюджета Красноармейского района Чувашской Республики в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с приказом Министерства финансов Чувашской Республики от 17.06.2019 г..N86/п.
Ссылаясь на то, что Лаврентьева Л.В. и члены ее семьи Лаврентьев А.В, Лаврентьева Ю.А, Лаврентьева С.А, Лаврентьев Т.А. без установленных законом или иными правовыми актами оснований получили социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, на статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просила взыскать с ответчиков в доход бюджета Красноармейского района Чувашской Республики полученную в результате неосновательного обогащения социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1159806 руб. 69 коп.
Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 15.07.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13.08.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28.10.2019 г, в удовлетворении иска Администрации Красноармейского района Чувашской Республики отказано.
В кассационной жалобе Администрации Красноармейского района Чувашской Республики ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении иска.
Представитель Администрации Красноармейского района Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Лаврентьева Л.В, Лаврентьев А.В, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лаврентьевой Ю.А, Лаврентьевой С.А, Лаврентьева Т.А, представитель Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Лаврентьева (до брака Степанова) Л.В. и Лаврентьев А.В. вступили в брак 26.12.2003 г, от брака имеют детей: дочь Юлиану, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Софью, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, сына Тимофея, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
На основании постановления администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29.06.2004 г. N144 в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 марта 2004 года N51 "Об утверждении примерного порядка предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов в 2004 году", Решением Красноармейского районного собрания депутатов "О бюджете Красноармейского района на 2004 г." от 29.12.2003 г, семье Степановой (после заключения брака - Лаврентьевой) Л.В. с составом семьи два человека (с мужем Лаврентьевым А.В.) была предоставлена субсидия на приобретение квартиры по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д. 26, кв. 1 в размере 70% от ее полной стоимости с исключением из списка очередников на улучшение жилищных условий.
Лаврентьевой Л.В. и Лаврентьеву А.В. 31.05.2005 г. зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доли каждому на однокомнатную квартиру общей площадью 39, 2 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" Данная квартира была отчуждена 09.11.2013 г.
Лаврентьеву А.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.10.2012 г. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля жилого дома, площадью 46, 1 кв.м, по адресу: "адрес"
Лаврентьев А.В. (муж Лаврентьевой Л.В.) с составом семьи из пяти человек с 08.10.2014 г. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилых помещений на основании постановления Администрации Красноармейского сельского поселения N241 от 29.10.2014 г.
Лаврентьева Л.В. с 19.06.2017 г. работает в бюджетном учреждении Чувашской Республики "Красноармейская районная станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики ведущим бухгалтером.
Лаврентьева Л.В. 11.07.2017 г. обратилась в Администрацию Красноармейского района с заявлением о включении ее в состав участников Программы по категории "молодой специалист", указав, что жилищные условия семьи с составом: муж и трое детей планирует улучшить путем строительства жилого дома в Красноармейском сельском поселении Чувашской Республики.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 03.08.2017 г. Лаврентьева Л.В, 11.11.1983 г. рождения с составом семьи 5 человек включена в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г." по категории молодой специалист путем перевода с 11.07.2017 г. из категории гражданин социальная сфера на приобретение жилого помещения.
Постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 18.05.2018 г. N212 семье Лаврентьевой Л.В. с составом семьи 5 человек предоставлена социальная выплата 1159806, 69 руб. на обеспечение жильем в целях реализации направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территории" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 20130-2020 г.г." (далее - Программа) по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Денежные средства на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов предоставлены бюджету Красноармейского муниципального района в качестве субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на основании соглашения от 15.05.2018 г. N, заключенного Министерством Сельского хозяйства Чувашской Республики и Администрацией Красноармейского района Чувашской Республики.
21.05.2018 г. между Администрацией Красноармейского района и молодым специалистом Лаврентьевой Л.В. заключен договор N1 от 21.05.2018 г. предметом которого является обеспечение жильем молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках мероприятий Государственной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Социальная выплата в размере 1159806, 69 руб. была зачислена на банковский счет Лаврентьевой Л.В. платежным поручением от 25.05.2018 г. N176842.
В связи с получением социальной выплаты на строительство жилого помещения постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 02.07.2018 г. N семья ФИО16 снята с учета нуждающихся в жилом помещении с 01.06.2018 г. с исключением из состава участников Программы.
Согласно акту от 14.05.2019 г. проверки, проведенной в соответствии Планом контрольных мероприятий соблюдения бюджетного законодательства на основании приказа Министерства финансов Чувашской Республики от 10.04.2019 г. N20-ГФК "О назначении контрольного мероприятия", группой специалистов Министерства финансов Чувашской Республики произведена комплексная проверка бюджета Красноармейского района - получателя межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017-2018 г.г. и январь-апрель 2019 г. Проверкой выявлено, что Администрацией Красноармейского сельского поселения семья Лаврентьевых принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в нарушение требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности до истечения пяти лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий в результате отчуждения принадлежащей им на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Лаврентьевой Л.В, ранее реализовавшей право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием безвозмездной субсидии на приобретение жилья- (в 2004 году), социальная выплата в рамках Программы предоставлена в нарушение пункта 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности, что повлекло к неправомерному расходованию бюджетных средств.
Отказывая в удовлетворении иска Администрации Красноармейского района Чувашской Республики суд первой инстанции указал, что на основании постановления администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 29.06.2004 г. N144 Лаврентьевой Л.В. на состав семьи 2 человека (с супругом) была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 70% от полной стоимости для приобретения в общую долевую собственность квартиры в строящемся девятиквартирном жилом доме N26 по ул.Ленина с.Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики за счет средств местного бюджета, а не за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в силу статьи 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти, а, следовательно, предоставленная выплата не является социальной выплатой или иной формой государственной поддержки, указанной в нормативных акта о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Оценивая доводы истца о незаконности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Лаврентьевой Л.В. и ее семьи в связи с искусственным ухудшением жилищных условий, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановлением администрации Красноармейского сельского поселения от 29.10.2014 г. семья Лаврентьевой Л.В. из пяти человек была принята на учет нуждающихся в жилых помещения законно и обоснованно, поскольку на момент отчуждения 09.11.2013 г. "адрес" площадью 39, 2 кв.м. и при наличии в собственности супруга Лаврентьева А.В. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 46, 1 кв.м. в д.Очкасы, ул. Просторная, д.14, уже относилась к нуждающимся в жилых помещения на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормой (при норме 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи) в размере 10, 91 кв.м. (54, 56 кв.м.:5=10, 91 кв.м.).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что действия ответчиков по отчуждению квартиры не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку как до, так и после данной сделки на каждого члена семьи Лаврентьевых приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, регулирующего условия, цели и порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности, получение Лаврентьевой Л.В. безвозмездной субсидии на приобретение квартиры за счет средств местного бюджета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ограничения для предоставления семье Лаврентьевой Л.В. социальной выплаты в рамках Программы устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 г, предусмотренные пунктом 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N4 к Программе) отсутствовали.
В кассационной жалобе Администрация Красноармейского района Чувашской Республики, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что судебные постановления не соответствуют действующему законодательству. Лаврентьева Л.В. ранее реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и иной формы государственной поддержки, поскольку получила безвозмездно субсидию на улучшение жилищных условий из местного бюджета и не могла получить социальную выплату, предусмотренную программой устойчивого развития сельских территорий. Выводы суда о том, что предоставленная безвозмездная субсидия на приобретение жилья не может быть признана социальной выплатой или иной формой государственной поддержки не основаны на законе. Судами не принято во внимание, что ответчики после отчуждения квартиры продолжают проживать в ней, что свидетельствует о притворном характере сделки с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Не приняты во внимания доказательства, подтверждающие недобросовестность действий ответчиков, в том числе по сокрытию факта получения ранее безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Из заявления Лаврентьевой Л.В. на получение социальной выплаты видно, что ей было известно о требованиях законодательства в части не предоставления данной выплаты гражданам, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием социальной выплаты, однако она не сообщила должностным лицам Администрации Красноармейского района о факте получения ранее на основании постановления администрации Красноармейского района безвозмездной субсидии. Судами не дана правовая оценка акту плановой комплексной проверки бюджета Красноармейского района Чувашской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4. (Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельский территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Федеральная целевая программа).
Согласно пункту 4 раздела 2 Приложения N4, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельский территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года" (действовавшему на момент спорных правоотношений) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 3 указанного Приложения N4 предусмотрено, что социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N51 от 17.03.2004 г. "Об утверждении примерного порядка предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов в 2004 году" субсидии предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Главы администрации Красноармейского района Чувашской Республики N129 от 21.04.2005 г. установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи
Постановлением Главы Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики N11 от 30.01.2016 г. установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равной 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи в размере 18 кв.м. общей площади.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Учитывая то, что Лаврентьевой Л.В. на состав семьи 2 человека в 2004 г. была получена субсидия, которая не относится к социальным выплатам, а отчуждение имевшейся квартиры не повлекло в последующем признание нуждающимися в улучшении жилищных условий семьи Лаврентьевой Л.В. в составе 5 человек, нуждавшейся в улучшении жилищных условий и до отчуждения однокомнатной квартиры, суд первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что действия ответчиков по отчуждению квартиры не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий и каких-либо ограничений для получения молодым специалистом Лаврентьевой Л.В. с составом семьи 5 человек социальной выплаты в рамках в рамках мероприятий Государственной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, отсутствовали.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом первой и апелляционной инстанций по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиками было реализовано право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат в иной форме государственной поддержки, судами не учтены не добросовестные действия ответчиков по отчуждению квартиры с целью ухудшения жилищных условий, сокрытия факта получения субсидии ранее, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Ссылка в жалобе на отсутствие правовой оценки акта плановой комплексной проверки бюджета Красноармейского района Чувашской Республики не может быть принята во внимание, поскольку судами была дана надлежащая правовая оценка доводам истца, основанным на указанном акте и не приведение в тексте судебных постановлений названного акта не привело к неправильному разрешению спора.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе в том числе о том, что судебные постановления не соответствуют действующему законодательству, основаны на ошибочном понимании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 13.08.2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28.10.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Красноармейского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись А.Н. Плеханов
Судьи Подпись Н.В. Бросова
Подпись Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.