Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Пискуновой М.В, судей Бочкова Л.Б, Прокаевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Муниципального образования "Ягульское" на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г..и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 г..по гражданскому делу N 2-115/2019 по иску Администрации Муниципального образования "Ягульское" Завьяловского района Удмуртской Республики к Шаклеину Владимиру Александровичу, Черниковой Светлане Эдуардовне, Князеву Дмитрий Петровичу, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Горвиц Марку Наумовичу, Коротаевой Ольге Александровне, Чуракову Андрею Викторовичу, Степанишиной Антонине Филипповне, Петряеву Владимиру Александровичу, Калужских Екатерине Алексеевне, Михайлову Сергею Вениаминовичу, Леконцевой Ольге Александровне, Жуйкову Сергею Рудольфовичу, Котельникову Сергею Николаевичу, Семеновой Ларисе Анатольевне, Брызгалову Андрею Александровичу, Даниловой Дарье Сергеевне, Шаклеиной Оксане Леонидовне, Дубининой Елене Эдуардовне о признании результатов межевания по разделу земельного участка кадастровым номером N, признании недействительным образование земельных участков с кадастровыми номерами N, снятии с кадастрового учета и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами N, признании недействительной запись об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к категории "Земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "Индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям (Ж Зона застройки индивидуальными жилыми домами), о восстановлении сведений о
земельном участке с кадастровым номером N с категорией земельного участка "Земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "Для ведения личного подсобного хозяйства, основным видом которого является овощеводство".
Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В, проверив материалы дела, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "Ягульское" обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО "Ягульское" обратился собственник земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м. При рассмотрении обращения Администрацией было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером N, согласно сведениям Росреестра, отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям; блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3 этажей с земельными участками при квартирах; отдельно стоящих, встроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения; магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м; детские площадки, спортплощадки, спортзалы; отделение связи; амбулаторно-поликлинические учреждения; объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АТС, локальные очистные сооружения и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером N, ранее был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, основным видом которого является овощеводство, изменил свои уникальные характеристики на основании писем Администрации МО "Ягульское" от ДД.ММ.ГГГГ N и N.
В настоящее время, указанный земельный участок снят с учета, в результате его раздела и образования, с постановкой на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N (здесь и далее по тексту - указываются последние три цифры кадастровых номеров земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N) и регистрации прав на указанные 62 земельных участка, с характеристиками, указанными выше, категории земель населенных пунктов.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N Шаклеиным В.А. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, изменение характеристик земельного участка по имеющейся информации произошло в июле 2014 г, переход права собственности ответчику Черниковой С.Э. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, которая в свою очередь, по своему усмотрению, без каких-либо согласований с органами местного самоуправления, без учета мнения населения муниципального образования произвела раздел земельного участка с кадастровым номером N. Затем Черникова С.Э. стала распоряжаться образованными 62-мя земельными участками как самостоятельными объектами недвижимости, а именно- как земельными участками, подлежащими застройке жилыми домами.
Администрация считает, что изменения категории земельного участка с кадастровым номером N были проведены по заявлению собственника земельного участка без предоставления документов, необходимых для принятия решения о внесении сведений в реестр прав на недвижимое имущество. Никаких запросов в порядке информационного взаимодействия из органа кадастрового учета в орган местного самоуправления относительно изменений уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером N не поступало. Администрация муниципального образования "Ягульское" документов по изменению уникальных характеристик, отвечающих требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" никому не предоставляла, в связи с чем, по мнению заявителя, постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N также проведена с нарушением действующего законодательства.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 г, в удовлетворении исковых требований отказано. Отменены меры по обеспечению иска.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Администрации Муниципального образования "Ягульское" И.В. Лирник, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выражая несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Сведений о невозможности участия заявителя кассационной жалобы в судебном заседании, либо ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы, заявителем не представлено.
От ответчика Шаклеина В.А. 25 марта 2020 г. поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с необходимостью его участия в судебном заседании. От других лиц, участвующих в деле, сведений о невозможности участия в судебном заседании по каким-либо причинам, не поступило.
В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м образован из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, основным видом которого является овощеводство", расположен по адресу: "адрес" "адрес". Его собственниками являлись ФИО30 с ДД.ММ.ГГГГ, Шаклеин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО31 с ДД.ММ.ГГГГ, Шаклеин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Черникова С.Э. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации МО "Ягульское" ФИО24 собственнику земельного участка с кадастровым номером N выдал письма от ДД.ММ.ГГГГ N и N, согласно которым Администрация предоставила заверенную выкопировку из списка земельных участков по данным генерального плана территории муниципального образования, включенных в черту населенных пунктов МО "Ягульское". Также в выкопировке указано, что земельный участок с кадастровым номером N относится к зоне ИЖС.
На основании данного письма и заявления Шаклеина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ (входящий N) филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике изменил сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером N, категория с "земель сельскохозяйственного назначения" изменена на "земли населенных пунктов", разрешенное использование изменено на "индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям (Ж - зона застройки индивидуальными жилыми домами)".
Далее установлено, что земельный участок его собственником разделен на земельные участки с кадастровыми номерами N ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ Земельные участки на момент раздела имели категорию земли "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям". В связи с разделом земельный участок с кадастровым номером N ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета.
Собственниками данных земельных участков являются:Черникова С.Э. (N), Горвиц М.Н. (N), Коротаева О.А. (N), Чураков А.В. (N), Степанишина А.Ф. (N), Петряев В.А. (N), Калужских Е.А. (N), Михайлов С.В. (N), Леконцева О.А. (N), Жуйков С.Р. (N), Котельников С.Н. (N), Семенова Л.А. (N), Брызгалов А.А. (N), Данилова Д.С. (N), Шаклеина О.Л. (N).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 15, 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федеральных законов от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ, от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ, действовавшей на момент изменения сведений о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером N), статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии данных о направлении Советом депутатов МО "Ягульское" или Администрацией МО "Ягульское" в нарушение приведенных выше норм права сведений, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости в связи с принятием Советом депутатов МО "Ягульское" генерального плана и правил землепользования и застройки МО "Ягульское", в орган кадастрового учета, а также при отсутствии в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов МО "Ягульское", которым были выданы письма и документы об отнесении согласно градостроительному плану и Правилам землепользования и застройки МО "Ягульское" земельного участка с кадастровым номером N к категории земель "земли населенных пунктов", оформленные на официальном бланке Администрации МО "Ягульское", подписанные Главой Администрации МО "Ягульское" ФИО24 и архитектором данного муниципального образования ФИО25, удостоверенные печатью Администрации МО "Ягульское" вместе с приложением, судом первой инстанции сделан вывод о том, что у органа кадастрового учета не имелось оснований сомневаться в достоверности представленных для внесения изменений сведений о данном земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Признав достаточными представленные в орган кадастрового учета документы для принятия органом кадастрового учета решения об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка, суд указал на отсутствие оснований для проверки данных сведений путем направления запроса в органы местного самоуправления МО "Ягульское" в порядке межведомственного взаимодействия, а также оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, установленных статей 26 и 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г.
Поскольку доказательств несоответствия действительности изложенных в письмах сведений истцом суду не представлено, Генеральный план и приложения к Правилам землепользования и застройки МО "Ягульское", утвержденные решениями Совета депутатов МО "Ягульское" от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, суду также не предоставлялись в подтверждение заявленных доводов, при том, что карта градостроительного зонирования, соответствующая той, что выдана Администрацией МО "Ягульское" в качестве приложения к письму от ДД.ММ.ГГГГ N размещена на официальном сайте МО "Ягульское" в информационно-коммуникационной сети "Интернет", что подтверждается протоколом обеспечения письменных доказательств, составленным ДД.ММ.ГГГГ нотариусом "адрес" ФИО26, а аналогичная карта также размещена и на сайте ФГИС ТП в информационно-коммуникационной сети "Интернет", судом сделан вывод об отсутствии оснований полагать, что категория земельного участка с кадастровым номером N была изменена в нарушение установленного законом порядка не уполномоченным органом местного самоуправления путем утверждения генерального плана муниципального образования, а ответчиками самостоятельно.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального и процессуального права.
Оспаривая вступившие в законную силу судебные постановления, заявитель в своей кассационной жалобе, выражая несогласие с выводами суда относительно полномочий муниципального образования в части принятия решений об изменении уникальных характеристик земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ссылаясь на положения статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая на нарушение порядка перевода земельного участка из одной категории в другую, считает, что соответствующих документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения о зоне, территории или границах спорного земельного участка, в государственном кадастре отсутствуют.
Судебная коллегия, проверяя доводы кассационной жалобы, исходит из следующего.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федеральных законов от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ и от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета) (часть 1).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 2).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (часть 3).
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется (часть 4).
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции от представителя Правительства Удмуртской Республики поступили пояснения, из которых следует, что согласно информации, размещенной на официальном сайте МО, генеральный план МО "Ягульское" был утвержден решением Совета депутатов МО "Ягульское" N от ДД.ММ.ГГГГ Полномочия по принятию решений по подготовке и утверждению генерального плана поселения, городского округа, а также по внесению в него изменений возложены на Правительство Удмуртской Республики с момента начала действия Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 г. N 69-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики".
Таким образом, перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в указанной ситуации был осуществлен не Правительством Удмуртской Республики, а представительным органом местного самоуправления поселения по согласованию с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики посредством внесения изменений в генеральный план территории МО "Ягульское".
Принимая во внимание позицию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации относительно заявленного спора, с учетом совершения истцом самостоятельных действий по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка, находящегося в составе территории муниципального образования, а также фактического использования земельных участков их собственниками, изложенные заявителем кассационной жалобы обстоятельства не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о недействительности результатов межевания земельных участков при разделе спорного земельного участка со ссылкой на невозможность использования одного из участков по причине его определения в виде доступа к иным земельным участкам не имеют правового значения при разрешении спора, заявленного в защиту прав администрации муниципального образования.
Доводы, указывающие на невозможность строительства на трех образованных в порядке раздела земельных участках индивидуальных жилых домов ввиду их частичного расположения в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства, не могут являться основаниями для отмены судебных актов ввиду отсутствия соответствующего заключения, подтверждающего заявленные выше обстоятельства с учетом установленных градостроительных регламентов для территории, на которой расположены указанные выше земельные участки.
Заявителем в кассационной жалобе также указано, что основанием для обращения в суд с заявленными требованиями явилось то обстоятельство, что недостоверные, по мнению заявителя, сведения ЕГРН не учитывают публичные интересы на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий развития, нарушают права органа местного самоуправления сельского поселения при решении вопросов местного значения.
Кроме того, заявитель считает, что отсутствие в границах образованных земельных участков линейных объектов, необходимых для осуществления строительства и дальнейшей эксплуатации жилых домов, отсутствие на территории земельных участков водозабора для пожаротушения, места временного накопления твердых бытовых коммунальных отходов, улично-дорожной сети и иных мест общего пользования, приведет в дальнейшем к подготовке необходимой документации по планировке территории и установлению красных линий, увеличит нагрузку на поселковые дороги общего пользования, и, как следствие, образование 62 земельных участков, подлежащих застройке домами в границах неизвестного заявителю населенного пункта, территориально расположенного в муниципальном образовании "Ягульское" увеличит нагрузку на бюджет муниципального образования в связи с увеличением в будущем необходимых финансовых затрат на решение указанных выше вопросов, а также приведет к необходимости внесения изменений в программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры поселения.
Указанные обстоятельства также не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены судебных постановлений, поскольку доказательств, безусловно подтверждающих изложенное выше, заявителем суду не предоставлено, определенных данных, свидетельствующих об обязательном значительном финансовом участии истца, не указано.
При этом вопросы, связанные с благоустройством территории, в границах которой расположены образованные земельные участки, могли быть предметом исследования приобретателями участков на момент их осмотра с учетом их месторасположения, имеющийся инфраструктуры и иных параметров, определяющих возможность их использования по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Муниципального образования "Ягульское" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Пискунова
Судьи Л.Б. Бочков
Е.Д. Прокаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.