Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-82/2019 по кассационной жалобе административного истца Дутковича Виталия Григорьевича на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 24 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 19 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Дутковича В.Г. об оспаривании действий отделения (территориальное, г. Смоленск) федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО ФГКУ "Западрегионжилье"), связанных с отказом в принятии его и члена его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Смоленского гарнизонного военного суда от 24 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 19 сентября 2019 г, Дутковичу В.Г. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение ТО ФГКУ "Западрегионжилье" от 18 декабря 2018 г. об отказе в принятии его и члена его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
В поданной 31 января 2020 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с судебными актами суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит суд кассационной инстанции их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы Дуткович В.Г, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие жилищные правоотношения и порядок обеспечения военнослужащих жильем, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что суды необоснованно отказали в удовлетворении административного иска, поскольку до сих пор ему государственный жилищный сертификат (далее-ГЖС) не выдан, а ранее предоставленное ему жилое помещение является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, и возможность сдачи данного жилья этому органу исполнительной власти им не утрачена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Дуткович В.Г, проходивший военную службу с 1984 г, был обеспечен по последнему месту военной службы жилым помещением выше учетной нормы по адресу: "адрес", общей площадью 47, 2 кв.м. Данный населенный пункт с 2010 г. не является закрытым территориальным образованием.
По указанному адресу Дуткович В.Г. проживал с сыном и дочерью, где они были постоянно зарегистрированы с 8 октября 2003 г, а с 16 мая 2007 г. в этом жилом помещении зарегистрирован только сын истца - К,... г.р.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N, оформленного протоколом от 5 июня 2006 г. N 59, Дуткович, подлежащий увольнению с военной службы по семейным обстоятельствам - в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери, был включен с составом семьи 3 человека в список кандидатов на получение ГЖС с оформлением документов на его получение для обеспечения жильем в Смоленской области.
Приказом командующего... Воздушной армией от 10 августа 2006 г. N 061 Дуткович В.Г. уволен с военной службы в запас по вышеуказанному основанию при выслуге в календарном исчислении более 22 лет. Приказом командира войсковой части N от 4 сентября 2006 г. N 234 Дуткович В.Г. исключен из списков личного состава воинской части с 6 сентября 2006 г.
В декабре 2018 г. административный истец обратился в ТО ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге с составом семьи 2 человека (он и сын). В удовлетворении заявления решением отделения жилищного органа от 18 декабря 2018 г. было отказано, поскольку в настоящее время заявитель не является военнослужащим, а кроме того, обеспечен жильем в поселке "данные изъяты" по установленным нормам.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению действовавшими на период возникновения спорных правоотношений законами и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно проанализировали и применили вышеуказанные нормы права и обоснованно пришли к выводу о том, что с момента возникновения у административного истца права на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства, а именно в связи с проживанием при прохождении военной службы в закрытом военном городке и достижением выслуги 20 лет, а также в период после увольнения с военной службы и до снятия в 2010 г. статуса закрытого военного городка, в котором Дутковичу В.Г. по установленным нормам предоставлено жилое помещение, он о желании избрать такой способ реализации своего жилищного права не заявлял. При таких данных в удовлетворении требований административного истца судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано.
Таким образом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе о том, что препятствий для сдачи ранее полученного им жилья не имеется, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 24 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 19 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Дутковича Виталия Григорьевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.