Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-154/2019 по кассационной жалобе административного истца Грицана Сергея Григорьевича и его представителя Шевякова Михаила Ивановича на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 7 ноября 2019 г., которым отменено решение 235 гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N 1 "звание" Грицана С.Г. об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии войсковой части N 2, связанного с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Кассационный военный суд
установил:
решением 235 гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г. частично удовлетворен административный иск Грицана С.Г, в котором он просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии войсковой части N 2 от 27 июня 2019 г. об отказе в принятии его с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному им постоянному месту жительства в городах: "данные изъяты", "данные изъяты" или "данные изъяты" Московской области, а также обязать командира указанной воинской части отменить решение жилищной комиссии и рассмотреть данный вопрос повторно.
Суд признал незаконным оспоренное решение от 27 июня 2019 г. и возложил на жилищную комиссию обязанность по его отмене и рассмотрению заявления административного истца по существу. При этом судом отказано в требовании истца о возложении такой обязанности на командира войсковой части N 2.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 7 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной 12 февраля 2019 г. кассационной жалобе административный истец и его представитель, выражая несогласие с определением суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просят Кассационный военный суд судебный акт отменить и оставить в силе решение 235 гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г.
В обоснование жалобы они, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводят доводы, суть которых сводится к тому, что Грициан С.Г, будучи включенным решением жилищной комиссии войсковой части N 1 от 18 декабря 2007 г. (протокол) в список отселяемых из г. "данные изъяты", имел все основания продолжать состоять на жилищном учете, ожидая своей очереди на получение жилья.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В возражениях на кассационную жалобу представитель командира и Центральной жилищной комиссии войсковой части N 2 Иншутин А.А. настаивает на несостоятельности доводов её авторов и утверждает, что административный истец не имеет законных оснований для принятия на жилищный учет, на котором никогда не состоял, и просит суд в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд находит жалобу административного истца и его представителя подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. При этом выводы, изложенные в обжалованном определении, не соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Грицан С.Г. заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 ноября 1995 г.
5 апреля 2001 г. Грицану С.Г. на состав семьи три человека, с учетом жены и дочери... г.р, было предоставлено служебное жилое помещение в закрытом военном городке, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 42, 5 кв.м, в котором они проживают и зарегистрированы по адресу этого жилья по настоящее время.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" г. "данные изъяты" отнесен к закрытым военным городкам.
Решением жилищной комиссии войсковой части N 1 от 18 декабря 2007 г, оформленным протоколом, Грицан С.Г. и члены его семьи (жена и дочь) были включены в список лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка "данные изъяты". Такое решение жилищной комиссии соответствует обращению Грицана С.Г. к командованию, которое административный истец подал до увольнения с военной службы, об избрании им места жительства, отличном от места прохождения военной службы.
Приказом командира войсковой части N 1 от 30 ноября 2007 г. N 55-лс Грицан С.Г. уволен с военной службы по состоянию здоровья, - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и исключен из списков личного состава воинской части 14 декабря 2007 г, при общей выслуге более 21 года.
2 февраля, 13 и 16 мая 2019 г. Грицан С.Г. стал подавать в Центральную жилищную комиссию войсковой части N 2 заявления по вопросу обеспечения его и членов его семьи (жену и дочь) жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма (в городах "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" Московской области), приложив при этом на себя и членов своей семьи документы, подтверждающие право состоять на жилищном учете, в том числе сведения об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договорам социального найма. Также истцом были приложены копия заявления о постановке на жилищный учет от 5 декабря 2007 г.; копия листа беседы и копия выписки из решения жилищной комиссии войсковой части N 1, оформленного протоколом от 18 декабря 2007 г, с пояснениями, что просьбу об обеспечении жилым помещением он заявил еще до увольнения с военной службы.
Однако решением Центральной жилищной комиссии войсковой части N 2 от 27 июня 2019 г, оформленным протоколом, Грицану С.Г. и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, со ссылкой на то, что он в период прохождения военной службы с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не обращался.
При этом решениями жилищной комиссии войсковой части N 1, оформленными протоколами от 24 августа 2018 г. N и N, приняты немотивированные решения использовать в своей деятельности список лиц, желающих отселиться из закрытого военного городка "данные изъяты", только для статистического учета, исключив из указанного списка лиц тех, изъявивших такое желание, кто в него включен в соответствии с протоколом от 18 декабря 2007 г..
В силу статьи 40 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1, пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях лицам, уволенным с военной службы, в том числе избравшим место жительства, отличное от места прохождения службы, и членам их семей, обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Пунктом 1 статьи 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", в действовавшей на момент увольнения истца с военной службы редакции, предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, наличие жилого помещения в закрытом военном городке является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Приказом командира войсковой части N 2 от 11 декабря 2006 г. N 207 утверждены порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма в войсковой части N 2 и положение о жилищных комиссиях (далее - Положение), действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 1 Положения для решения жилищных вопросов в войсковой части N 1 создана жилищная комиссия структурного подразделения войсковой части N 2.
19 июня 2019 г. представитель войсковой части N 1 обратился в Чеховский городской суд Московской области с требованиями о признании Грицана С.Г. и членов его семьи утратившими право пользования и выселении их из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в том числе на том основании, что включение Грицана в список отселяемых из закрытого военного городка основано на его личном заявлении, однако указанный список не является очередью, законодательством не предусмотрен и велся для статистического учета.
Суд первой инстанции с учетом вышеуказанных обстоятельств и норм права пришел к обоснованному выводу, что Грицан С.Г. имел все основания полагать, что он поставлен на жилищный учет, поскольку при увольнении с военной службы был включен в список лиц, желающих отселиться за пределы г. "данные изъяты". При этом суд правильно указал в решении, что при увольнении с военной службы командованием не было доведено до Грицана С.Г, что он поставлен на жилищный учет в статистических целях, который не влечет правовых последствий в виде предоставления жилого помещения за пределами закрытого военного городка.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, напротив, не учел, что до увольнения с военной службы административный истец в заявлении от 5 декабря 2007 г. фактически выразил своё намерение быть принятым на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства, решением жилищного органа включен в учетные списки, то есть принят на учет.
В пункте 1 статьи 56 ЖК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с соответствующего учета. Таких оснований в апелляционном определении не приведено, и по материалам дела их не усматривается. То есть, суд апелляционной инстанции допустил нарушение примененных норм материального права и не применил закон, подлежащий применению.
Пунктами 4 и 5 статьи 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплена обязанность командиров по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также содержится запрет на ограничение в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ФЗ "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал незаконным решение Центральной жилищной комиссии войсковой части N 2 об отказе в признании административного истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и восстановил права административного истца, возложив на коллегиальный орган обязанность рассмотреть его обращение по существу.
Данные выводы суда полностью согласуются и с нормами Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", согласно которым обязанность по соблюдению жилищных прав таких граждан возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки.
Ошибки в применении норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, привели к принятию незаконного судебного акта, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения. Поскольку решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и правильным по существу, то его надлежит оставить в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
кассационную жалобу административного истца Грицана Сергея Григорьевича и его представителя Шевякова М.И. - удовлетворить.
Апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 7 ноября 2019 г. отменить и оставить в силе решение 235 гарнизонного военного суда от 15 августа 2019 г. по административному иску Грицана С.Г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.