Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия" Тугариновой С.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ, от 17 декабря 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ, от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 января 2020 года, государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия" (далее - ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ", медицинское учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ" Тугаринова С.П. просит постановление и решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что судья районного суда, обосновывая вывод о наличии нарушений, сослался на приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н в части пособия в родах при головном предлежании, однако, сведения о нарушении названного приказа не содержатся ни в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении мирового судьи; нарушение лицензионных требований, указанных в протоколе об административном правонарушении, не нашло своего подтверждения; индивидуальные родовые залы оборудованы кнопкой экстренного вызова медицинских работников; роженица родоразрешилась в первом периоде родов, постоянное наблюдение за пациенткой в первом периоде родов названным приказом не предусмотрено; в приложении к акту проверки N 424 от 15.11.2019 отсутствует подпись должностного лица, проводившего проверку; постановление мирового судьи не содержит реквизитов для уплаты административного штрафа.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с пп."а" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", регулирующий вопросы оказания медицинской помощи по указанному профилю. В соответствии с п.2 приказа действие Порядка распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
Из обстоятельств дела следует, что на основании приказа руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия от 21.10.2019 N 424 в отношении ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ" в период с 22.10.2019 по 15.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи. По результатам проверки составлен акт N 424 от 15.11.2019. Нарушения, выявленные в ходе проверки, явились основанием для составления в отношении медицинского учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу от 18.11.2019, составленному государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия ФИО6, 10.10.2019 в 19 час. 10 мин в ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ", находящемуся по адресу: "адрес"Б, - поступила пациентка ФИО7, беременность 40 недель 5 дней, 11.10.2019 в 05 час 31 мин. пациентка самостоятельно родоразрешилась в вертикальном положении живым доношенным ребенком. При рождении ребенка женщина оставалась без наблюдения со стороны медицинского персонала. При оказании медицинской помощи медицинское учреждение в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", приложение 5, пункт Родоразрешение (О80-О84) не обеспечило в полной мере наблюдение за родами пациентки, которое должно включать: 1) возможность для женщины экстренного вызова медицинских работников; 2) наблюдение за роженицей (в основном) акушеркой родового блока, которая должна находится непосредственно с пациенткой: в конце 1-го периода, во 2-ом периоде - постоянно; 3) пациентке после каждой потуги не проводилась аускультация плода после каждой схватки при нахождении головки в узкой части или на тазовом дне.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 18.11.2019, актом проверки N 424 от 15.11.2019, экспертным заключением от 08.11.2019, актом служебного расследования от 11.10.2019, объяснением акушерки ФИО8, предписанием N 190 от 15.11.2019 об устранении выявленных нарушений при осуществлении медицинской деятельности, копией лицензии N ЛО-03-01-0029999 от 01.10.2019 на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным. Все обстоятельства дела установлены полно и объективно на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ
Доводы жалобы о том, что нарушение лицензионных требований, указанных в протоколе об административном правонарушении, не нашло своего подтверждения, поскольку индивидуальные родовые залы оборудованы кнопкой экстренного вызова медицинских работников, пациентка родоразрешилась в первом периоде родов, при этом постоянное наблюдение за пациенткой в первом периоде родов не предусмотрено, о незаконности принятых по делу судебных актов не свидетельствуют, поскольку не опровергают выводы, содержащиеся в решении и постановлении.
Так из обстоятельств дела, установленных на основании представленных доказательств, следует, что пациентка в период родов находилась без медицинской помощи, акушерское пособие не было оказано, не был своевременно диагностирован 2-ой период родов, пациентка родоразрешилась самостоятельно.
При таких обстоятельствах факт оборудования родовых залов кнопкой экстренного вызова медицинского персонала не исключает вину медицинского учреждения в совершении вмененного правонарушения.
Указание в решении судьи районного суда на то, что Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, определен перечень лечебных мероприятий, включающий в себя, в том числе пособие в родах при головном предлежании, не свидетельствует о том, что данное нарушение вменено в вину ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ" и не может повлечь отмену решения.
Отсутствие в приложении к акту проверки N 424 от 15.11.2019 подписи должностного лица, проводившего проверку, а также отсутствие в постановление мирового судьи реквизитов для уплаты административного штрафа не свидетельствует об отсутствии вины в действиях медицинского учреждения, поскольку обстоятельства дела установлены полно и всесторонне на основе совокупности собранных по делу доказательств.
Наказание ГАУЗ "РПЦ МЗ РБ" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с санкцией ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем из обстоятельств дела следует, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении неверно указано место совершения правонарушения. Так из лицензии N ЛО-03-01-0029999 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности и других материалов дела следует, что административное правонарушение совершено по адресу: "адрес"Б, - в связи с чем место совершения административного правонарушения подлежит уточнению. Данное обстоятельство на доказанность вины медицинского учреждения в совершении вмененного правонарушения и подсудность дела не повлияло.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ, от 17 декабря 2019 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия" оставить без изменения, жалобу защитника государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Бурятия" Тугариновой С.П. - без удовлетворения.
Уточнить место совершения административного правонарушения - "адрес"Б.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.