Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника А.П. Замащикова, действующего в интересах Потемкина Д.Л., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Иркутска от 22 октября 2019г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 ноября 2019г., вынесенные в отношении Потемкина Дмитрия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Иркутска от 22 октября 2019г, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 ноября 2019г, Потемкин Д.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа 4000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник А.П. Замащиков настаивает на отмене указанных судебных актов, полагая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Основанием для привлечения Потемкина Д.Л. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 6.8 КоАП РФ, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении от 23 июля 2019г. и в судебных актах выводы о том, что 24 марта 2019г. в 16 час. 45 мин. Потемкин Д.Л. незаконно хранил при себе наркотическое средство "данные изъяты" масой 0, 182 гр, что выявлено на 1 этаже аэровозала по ул. Ширямова, 13 г. Иркутска.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения Потемкина Д.Л. к административной ответственности заслуживают внимания, с обжалуемыми судебными актами оснований согласиться не имеется.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Доводы жалобы защитника о том, что Потемкин Д.Л. не был извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, имеют своё подтверждение.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИАЗ Иркутского ПО МВД России на воздушном транспорте в отношении Потемкина Д.Л. 23 июля 2019г. в его отсутствие (л.д. 36). Копия протокола Потемкину Д.Л. не направлена в нарушение требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Уведомление о составлении 23 июля 2019г. в 11.00 час. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.8 КоАП РФ, направлено Потемкину Д.Л. 4 июня 2019г. по адресу, имеющемуся в материалах дела: "адрес" (л.д.13, 30).
Почтовое отправление возвращено административному органу без вручения адресату с указанием на почтовом конверте "такие не живут".
Судебные инстанции, полагая доводы жалобы о неполучении уведомления Потемкиным Д.Л. несостоятельными, сослались на указанную отметку на почтовом конверте, указав, что в таком случае извещение лица, привлечённого к административной ответственности, о времени и месте составления должностным лицом протокола об административном правонарушении является надлежащим.
С такими выводами нет оснований согласиться ввиду следующего.
Согласно разделу 3 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2) - приложения к приказу ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019г. N 98-п, доставка почтового отправления/заказного уведомления о вручении/извещения о регистрируемом почтовом отправлении - это производственная операция, заключающаяся в перемещении регистрируемого почтового отправления/уведомления о вручении/извещения о регистрируемом почтовом отправлении из объекта почтовой связи места назначения по указанному на отправлении/уведомлении/извещении адресу (месту нахождения адресата) для вручения. При отсутствии адресата - вкладывание извещения о регистрируемом почтовом отправлении/заказном уведомлении о вручении в почтовый абонентский ящик адресата/отправителя, ячейку группового абонентского шкафа.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (80089636748810), названное уведомление не вручалось Потемкину Д.Л, попытки вручить почтовое отправление не предпринимались. Согласно отчёту данных внутрироссийского почтового идентификатора почтовое отправление прибыло в место вручения 24 июня 2019г. в 9 час. 42 мин. и возвращено отправителю в тот же день в 12 часов 40 мин.
Между тем из содержания п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014г. N 234 (ред. от 27.03.2019) (далее - Правила), следует, что письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Указанные нормативные акты не были приняты во внимание судебными инстанциями при оценке доводов защитника о ненадлежащем извещении его подзащитного.
Вопросы о том, каким образом сотрудником почты установлено непроживание адресата по указанному адресу без попытки вручения почтового отправления, по какой причине не приняты попытки оставить в почтовом ящике извещение для лица о почтовом отправлении на его имя, судебными инстанциями не были исследованы.
Кроме того, согласно п. 35 Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата. Такое основание, как непроживание адресата, не предусмотрено указанной правовой нормой.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Потемкин Д.Л. о составлении протокола об административном правонарушении 23 июля 2019г. не извещён.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Потемкина Д.Л, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению судом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника А.П. Замащикова удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Иркутска от 22 октября 2019г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 21 ноября 2019г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.