Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Политаева Николая Николаевича на вступившие в законную силу постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству от 12 ноября 2018 года N 19-044/18, решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года, решение судьи Иркутского областного суда от 21 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Политаева Николая Николаевича, установил:
постановлением начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству от 12 ноября 2018 года N 19-044/18 Политаев Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей без конфискации орудия охоты.
Решением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года постановление изменено, Политаев Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
Указанное решение оставлено без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 21 августа 2019 года.
В жалобе, поданной в кассационный суд, Политаев Н.Н. просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в обоснование указывает на применение недействующих редакций нормативных правовых актов, а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41, необоснованное применение подзаконных нормативных правовых актов; отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку оружие находилось в сейфе в зачехленном и разряженном состоянии, он находился на земельном участке, предоставленном ему для ведения сельского хозяйства, содержания животных, пчел, на котором имеется изба, данный участок изъят из общедоступных охотничьих угодий; Политаев Н.Н. является членом общины коренного малочисленного народа тофаларов охотников-промысловиков "Желос", в связи с чем в соответствии со ст.19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вправе осуществлять свободно (без каких-либо разрешений) добычу охотничьих ресурсов в объеме, необходимом для личного потребления; в нарушении ст.27.7 КоАП РФ по делу не был составлен протокол о проведенном досмотре, его копия не была выдана Политаеву Н.Н.; при составлении протокола об административном правонарушении действия Политаева Н.Н. были квалифицированы по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, а в дальнейшем переквалифицированы на ч.1.1 ст.8.37 КоАП РФ, что ухудшило его положение и является грубым нарушением закона; Политаев Н.Н. не был извещен о рассмотрении дела 12.11.2018; 06.11.2018 он сделал запись "копию определения получил" и поставил подпись на чистом листе, в дальнейшем на листе было оформлено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; доказательствам, подтверждающим данный факт, надлежащая оценка судебными инстанциями не дана.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В силу части 2 статьи 57 названного Федерального закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512 утверждены Правила охоты.
В соответствии с п.3.1, пп."а", "б", "в" п.3.2 Правил охоты при осуществлении охоты охотник обязан: соблюдать настоящие Правила; иметь при себе: охотничий билет; в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке.
Из обстоятельств дела следует, что 31.10.2018 в 12 час 30 мин. Политаев Н.Н, находясь в общедоступных охотничьих угодьях "адрес" на участке Тофаларский на местности с названием "Мельница" в 140 км южнее "адрес" с охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом модели "данные изъяты" N, на имел при себе разрешительных документов на право охоты (разрешения на добычу охотничьих ресурсов), выданных в данные охотничьи угодья.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 31.10.2018; охотничьим билетом Политаева Н.Н.; разрешением на хранение и ношение оружия; путевкой и разрешением на добычу птиц, место охоты - ОСП Тулунское, выданными 01.09.2018; разрешением на добычу копытных животных, дата добывания 28.10.2018, место охоты - общедоступные охотничьи угодья Нижнеудинского района участок Вершина р. Хунга.
С учетом изложенного, вывод о нарушении Политаевым Н.Н. п.п.3.1, 3.2 Правила охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512, и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций. При этом судья районного суда обоснованно переквалифицировал действия Политаева Н.Н. с ч.1.1 ст.8.37 КоАП РФ на ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, исходя из того, что в протоколе об административном правонарушении его действия были квалифицированы по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, в связи с чем квалификация в постановлении действий по ч.1.1 ст.8.37 КоАП РФ нарушает права Политаева Н.Н. и ухудшает его положение, поскольку предусматривает более строгое административное наказание.
Содержащиеся в обжалуемых актах выводы о наличии в действиях Политаева Н.Н. состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, подтверждены совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывают. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, в связи с чем довод жалобы об отсутствии в действиях Политаева Н.Н. состава правонарушения, противоречит установленным по делу обстоятельствам, направлен на их переоценку.
Нормативные правовые акты применены верно с учетом редакций, действовавших на дату совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что Политаев Н.Н. является членом общины коренного малочисленного народа тофаларов охотников-промысловиков "Желос", в связи с чем на основании ч.2 ст.19 Федерального закона об охоте в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности вправе свободно (без каких-либо разрешений) осуществлять охоту в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления, обоснованно отклонен, поскольку на основании представленных доказательств (вступившего в законную силу заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 10 мая 2017 года, которым Политаев Н.Н. признан прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"; информации администрации Тофаларского муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области от 18.09.2017 об отсутствии у Политаева Н.Н. права на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории муниципального образования; информации Нижнеудинского межрайонного отдела управления по государственному охотничьему надзору и контролю службы по охране и использованию животного мира Иркутской области от 20.09.2018, согласно которой с 01.09.2017 является аннулированной запись в охотничьем билете Политаева Н.Н.: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) осуществлять охоту в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления") суды пришли к правомерному выводу о том, что на Политаева Н.Н. действие вышеприведенной нормы не распространяется.
Доводы о допущенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не нашли своего подтверждения.
Исходя из положений ч.1 ст.27.7 КоАП РФ досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Между тем, из обстоятельств дела следует, что Политаев Н.Н. добровольно предоставил охотничье оружие должностному лицу, в связи с чем необходимость в составлении протокола досмотра отсутствовала.
Судами обоснованно критически оценены доводы жалобы о том, что Политаев Н.Н. не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в материалах дела имеется определение от 06.11.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела, на котором Политаев Н.Н. собственноручно указал, что копию определения получил 06.11.2018, поставил подпись. При этом правомерно отвергнуты показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, поскольку названные лица находятся в родственных и дружеских отношениях с Политаевым Н.Н, в связи с чем заинтересованы в исходе дела.
Наказание Политаеву Н.Н. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.37 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству от 12 ноября 2018 года N 19-044/18, решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года, решение судьи Иркутского областного суда от 21 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Политаева Николая Николаевича оставить без изменения, жалобу Политаева Николая Николаевича - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.