Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Умысковой Н.Г. и Ларионова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0002-01-2019-000688-79 по исковому заявлению Иксановой С.А. к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, УФК по Забайкальскому краю о возмещении ущерба, судебных расходов, по кассационной жалобе Иксановой С.А. на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 9 июля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истец обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, УФК по Забайкальскому краю о возмещении ущерба, понесенного при вынужденном отчуждении животных, просит обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать указанные расходы, взыскать с ответчика, расходы на юридические услуги в размере 5 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 13 629, 40 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей выдано предписание государственной ветеринарной службы Забайкальского края N с требованием сдать на мясоперерабатывающее предприятие переболевших ящуром животных в количестве 22 голов. Во исполнение предписания ДД.ММ.ГГГГ она сдала в ООО "Мясокомбинат Даурский" 18 голов крупного рогатого скота общим весом 5 843 кг, за который ей произведена выплата из расчета 40 рублей за килограмм в размере 217 400 рублей. По распоряжению Министерства сельского хозяйства ей выплачена компенсация в размере 175 000 рублей. Поскольку средняя цена реализации крупного рогатого скота в живом весе на 2016 год и средняя потребительская цена говядины в живом весе на 2016 год в Краснокаменском районе составляла 253 рубля за 1 килограмм, полагает, что ей не доплачена стоимость отчужденных животных в размере 1 085 879 рублей.
Решением Ингодинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска Иксановой С.А. к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УФК по Забайкальскому краю о возмещении ущерба, судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные постановления, дело направить на новое рассмотрение в районный суд. Считает, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения, размер возмещения произведен ей по заниженным ценам, поэтому истец обратился в суд с иском о взыскании ущерба, пересчитав его размер исходя из средней рыночной стоимости реализации КРС в живом весе в 2016 году в Краснокаменском районе Забайкальскго края, где производилось изъятие КРС.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иксанова С.А. является собственником личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес".
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 28 ноября 2016 г. N 92 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории села Среднеаргунск сельского поселения "Среднеаргунское" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в целях предотвращения распространения и ликвидации очагов заболевания животных ящуром с ДД.ММ.ГГГГ установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территории села Среднеаргунск до принятия решения об отмене указанных мероприятий.
Согласно актам эпизоотического обследования личного подсобного хозяйства Иксановой С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлено 22 головы крупного рогатого скота, больных ящуром. Иксановой С.А. выдано предписание Государственной ветеринарной службы от ДД.ММ.ГГГГ N с требованием сдать отдельной партией на мясоперерабатывающее предприятие животных (крупный рогатый скот), переболевших ящуром, в количестве 22 голов в период до истечения 3 месяцев после снятия карантина.
Судом установлено, что в период проведения карантинных мероприятий у Иксановой С.А. фактически имелось 18 голов КРС.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение предписания истец сдала на мясоперерабатывающее предприятие ООО "Мясокомбинат "Даурский" 18 голов крупного рогатого скота общим весом (с учетом скидок) 5 435 кг.
Министерством сельского хозяйства Забайкальского края согласована с Министерством финансов Забайкальского края субсидия на возмещение потерь владельцам КРС из расчета стоимости за 1 кг живого веса: молодняк КРС, быки - 75 рублей, прочие КРС - 70 рублей.
Закуп животных ООО "Мясокомбинат "Даурский" был произведен по стоимости 40 рублей за килограмм живого веса. Министерство сельского хозяйства Забайкальского края из средств резервного фонда Правительства Забайкальского края выплатило Иксановой С.А. субсидию на возмещение потерь в связи со сдачей переболевшего ящером скота на вынужденный убой в размере 175 000 рублей исходя из доплаты до установленной стоимости одного килограмма живого веса в размере 35 рублей за молодняк КРС, быков, 30 рублей - за прочий КРС.
Полагая выплаченную компенсацию в связи с отчуждением животных неравноценной, истец обратилась с иском о взыскании в ее пользу ущерба исходя из стоимости продуктов животноводства (мяса) в размере 253 рубля за килограмм.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полученная истцом компенсация рассчитана в соответствии с действующими правилами, оснований для ее перерасчета по рыночным ценам не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В соответствии со статьей 19 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Судебными инстанциями установлено, что постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2011 г. N 505 утвержден порядок расходования средств бюджета Забайкальского края на возмещение ущерба, понесенного физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства на территории Забайкальского края при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в соответствии с которым указанные лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, в остальных случаях - в размере рыночной стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в денежной форме и (или) животными (продуктами животноводства). Такое финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
Министерство сельского хозяйства Забайкальского края на основании заявлений собственников изъятых животных, государственных регулируемых цен, в случае если таковые установлены, а в остальных случаях на основании статистических данных о рыночной стоимости отчужденных животных за месяц, предшествующий месяцу, в котором произведено изъятие животных, представленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 10 рабочих дней со дня регистрации заявления для физических лиц производит расчет стоимости изъятых животных с одновременным обращением к Правительству Забайкальского края с просьбой о выделении денежных средств на возмещение ущерба, понесенного физическими лицами при изъятии животных.
С учетом указанных нормативных актов, принимая во внимание, что определение цены изъятых животных осуществляется на основании статистических данных о рыночной стоимости животных, представленных Федеральной службой государственной статистики по Забайкальскому краю, согласно которым средняя цена производителей сельскохозяйственной продукции в Забайкальском крае на крупный рогатый скот в феврале 2017 года (за месяц, предшествующий месяцу, в котором произведено изъятие животных) составляла 63 369, 26 рублей за тонну в живом весе или 63, 37 рублей за килограмм, суды пришли к обоснованному выводу, что выплаты субсидии на возмещение потерь в связи со сдачей переболевшего ящуром скота на вынужденный убой произведена ответчиком в соответствии с установленным Порядком предоставления субсидий на основании статистических данных о рыночной стоимости отчужденных животных, представленных уполномоченным органом. Стоимость отчужденных животных, которая учитывалась при расчете субсидии Иксановой С.А, выше той, которая сложилась и применялась в Забайкальском крае в спорный период. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, в связи с этим отклоняются доводы кассатора о необходимости при расчете компенсации учитывать среднюю рыночную цену реализации крупного рогатого скота в живом весе в г. Краснокаменске и Краснокаменском районе, как необоснованные.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений, поскольку являлись правовой позицией истца при предъявлении требований, а также доводами апелляционной жалобы, рассмотрены судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на несогласие с выводами судов относительно определения цены изъятых животных.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов судов об отказе в удовлетворении иска о взыскании ущерба и иных производных требований направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов судов по обстоятельствам дела, и не могут служить основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Учитывая изложенное, а также то, что нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 9 июля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 8 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иксановой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи Н.Г. Умыскова
С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.