Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Конаревой И.А, с участием прокурора Кадошникова С.О, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0027-01-2019-000252-14 по иску Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах Ч.В.С. к Администрации Тяжинского муниципального района "адрес" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по кассационной жалобе представителя Администрации Тяжинского муниципального района "адрес" - К.Л.А. на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения прокурора Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, установила:
Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Ч.В.С. к ответчику об обязании предоставить Ч.В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение на территории Тяжинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В обоснование требований истцом указано, что Ч.В.С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В связи с установлением данного статуса и отсутствием закрепленного жилого помещения Ч.В.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди - 99. В настоящее время Ч.В.С. своего жилья не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 22 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 октября 2019 г. решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 22 июля 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Администрации Тяжинского муниципального района "адрес" - К.Л.А. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами нарушены нормы жилищного законодательства, поскольку на ответчика возложена обязанность предоставить жилое помещение истцу во внеочередном порядке, что нарушает права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья ранее истца. При этом исполнение решения суда находится в прямой зависимости от финансирования со стороны Главного финансового управления "адрес". Получение денежных средств из иных источников не предусмотрено, свободных жилых помещений в муниципальной собственности, соответствующих заявленным требованиям, нет, что исключает возможность исполнения решения в установленный судами срок.
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурор Кадошников С.О. против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Базовым Законом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на обеспечения жилым помещением является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Положения статьи 8 указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории "адрес", регулируются "адрес" от 27 декабря 2012 года г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 27 декабря 2012 г. N 14-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона от 27 декабря 2012 г. N 134-ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда "адрес" в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (пункт 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (пункт 5).
Пунктом 1 статьи 7 Закона от 27 декабря 2012 N г. 134-ОЗ предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
Из материалов дела следует, что Ч.В.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Ч.Ю.А. была лишена родительских прав, умерла в 2015 г.; отец - А.С.Н. - умер 2007 г.
Судами установлено, что Ч.В.С. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" "адрес" у родственников.
Из уведомления филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки N ГБУ КО "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекта недвижимости, принадлежащего Ч.В.С. на праве собственности, не зарегистрировано.
Разрешая спор, суды обеих инстанции обоснованно исходили из того, что материальный истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявил о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В силу чего у ответчика возникла обязанность по предоставлению жилого помещения Ч.В.С, поскольку в соответствии с нормами законодательства такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Довод жалобы об отсутствии у ответчика специализированного жилищного фонда для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об отсутствии надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат отклонению, поскольку не влияет на законность принятых судами постановлений.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу во внеочередном порядке нарушает права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья раньше истца, судебной коллегией отклоняются, поскольку действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта. Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 22 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области - К.Л.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.