Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2027/2019 по иску Бухольского Владимира Дмитриевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, постановке на учет, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по кассационной жалобе представителя Бухольского Владимира Дмитриевича - Гофланд Валерии Владимировны на решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бухольский Владимир Дмитриевич (далее - Бухольский В.Д, истец) обратился с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье", ответчик) о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, постановке на учет, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
В обоснование заявленных требований Бухольский В.Д. указал на то, что проходил военную службу в войсковой части N г. Гусиноозерска. Приказом командующего войсками ЗабВо от 5 сентября 1997 г. N уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу лет в календарном исчислении 26 лет в льготном исчислении 32 года.
Обращаясь с иском в суд Бухольский В.Д, ссылался на то, что жилья в собственности не имеет, в связи с чем, обратился в ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о признании его нуждающимся в жилищном обеспечении.
20 декабря 2018 г. в удовлетворении заявления Бухольскому В.Д. отказано, поскольку ранее было принято решение от 27 сентября 2017 г. N об отказе в признании его нуждающимся в жилищном обеспечении.
По мнению Бухольского В.Д, отказ вынесен незаконно, так как изменились обстоятельства, поскольку ранее, в период с 20 октября 2009 г. по 23 августа 2012 г, он являлся собственником двух жилых домов общей площадью 135, 1 кв.м. и 99, 3 кв.м. в г. Гусиноозерске, которые приобрел в ипотеку, в связи с необходимостью оплаты ипотеки, жилые дома были проданы, после их продажи прошло более 5 лет.
Бухольский В.Д. просил суд признать за ним право на жилищное обеспечение путем получения жилищной субсидии, возложить обязанность на ответчика признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, поставить его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Решением Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 мая 2019 г. исковые требования Бухольского В.Д. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2019 г. решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 мая 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Бухольского В.Д. - Гофланд В.В. ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 мая 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Бухольский В.Д, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье", сведений о причинах неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") согласно п.1 ст.15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 г.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз.3 п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пп."б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом командующего войсками Забайкальского военного округа от 5 сентября 1997 г. N Бухольский В.Д. уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно справке, выданной Военным комиссариатом Республике Бурятия 13 февраля 2017 г, на день увольнения общая продолжительность военной службы Бухольского В.Д. в календарном исчислении составила 26 лет, в льготном - 32 года.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 сентября 2017 г. N Бухольскому В.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания осуществляется только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 1 января 2005 г, между тем как, Бухольский В.Д. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава войсковой части Министерства обороны Российской Федерации 5 сентября 1997 г.
Также судом первой инстанции установлено, что за Бухольским В.Д. было зарегистрировано право собственности на земельный участок и жилой дом, площадью 135, 1 кв.м, расположенные по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск, п. Солнечный, XII квартал, 150, государственная регистрация права собственности прекращена 20 декабря 2011 г. А также зарегистрировано право собственности на земельный участок и жилой дом площадью 99, 3 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" государственная регистрация права собственности прекращена 23 августа 2012 г.
Решением Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 мая 2018 г. Бухольскому В.Д. отказано в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии по основаниям того, что не прошел 5-летний срок на момент подачи заявления (7 марта 2017г.) со дня совершения намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. В этой связи суд не усмотрел оснований для признания Бухольского В.Д. лицом, нуждающимся в жилом помещении.
В настоящее время Бухольский В.Д. вместе с супругой зарегистрированы по месту жительства в квартире дочери по адресу: "адрес".
Как следует из содержания письма врио заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 24 февраля 2014 г. Бухольский В.Д. был включен в списки граждан, подлежащих обеспечению жильем в целях отселения из населенного пункта, имеющего статус закрытого военного городка. Однако по состоянию на 10 февраля 2014 г. военные городки, расположенные на территории Республики Бурятия, не состоят в перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Бухольский В.Д. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке в период прохождения военной службы и после увольнения с нее, не признавался и не состоял на соответствующем учете, факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным и достаточным основанием для возложения обязанности на ответчика признать Бухольского В.Д. нуждающимся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии и поставить его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что возникновение в настоящее время нуждаемости в улучшении жилищных условий не является основанием для реализации права Бухольского В.Д. на обеспечение жильем в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Бухольский В.Д. в период прохождения военной службы и после увольнения с нее, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, в настоящее время военнослужащим не является, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обращаясь с иском, по истечении более 20 лет со дня увольнения, доказательств постановки на учет по месту прохождения службы или в органе местного самоуправления по месту фактического проживания, как нуждающегося в получении жилого помещения Бухольский В.Д. не предоставил.
Судами первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судебными инстанциями обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Кассационный суд общей юрисдикции, в силу своей компетенции, исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, поскольку правом переоценки доказательств не наделен (ч.3 ст.390 ГПК РФ).
Фактически, приведенные в кассационной жалобе, доводы рассматривались судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Нижестоящими судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бухольского Владимира Дмитриевича - Гофланд Валерии Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.