Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Благодатских Г.В, Уфимцевой Н.А.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0012-01-2018-000678-62 по иску прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах Беланчука И.А. к Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 21 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Благодатских Г.В, заключение прокурора Еськовой Ю.С, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах Беланчука И.А. к Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении Беланчуку И.А. изолированного благоустроенного, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилого помещения на территории Тяжинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и отвечающего санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Требования мотивированы тем, что Беланчук И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с установлением данного статуса и отсутствием закрепленного жилого помещения он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. По состоянию на 28 августа 2019 г. Беланчук И.А. состоит в списке под N. В настоящее время Беланчук И.А. не имеет жилого помещения.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 21 октября 2019 г. требования прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах Беланчука И.А. удовлетворены. На Администрацию Тяжинского муниципального района Кемеровской области возложена обязанность предоставить Беланчуку И.А. изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение на территории Тяжинского муниципального района, по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, и отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не более нормы предоставления - 33 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области Кокрятская Л.А. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы приводит доводы о том, что фактически суд обязал ответчика предоставить Беланчуку И.А. жилое помещение во внеочередном порядке, нарушая права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья. Кроме того, судом апелляционной инстанции не была дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам, что список детей - сирот на предоставлении жилья ведётся по региону единый и отслеживается на региональном уровне, а также то, что ответчик находится в прямой зависимости от финансирования со стороны Главного финансового управления Кемеровской области.
Прокуратура Кемеровской области Кузбасса в представленных возражениях просит оставить судебные постановления без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы не просили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Беланчук И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, "данные изъяты"
Беланчук И.А. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени зарегистрирован по "адрес"
По сведениям ГБУ КО "Центр ГКО и ТИ" филиал N9 БТИ Тяжинского района от ДД.ММ.ГГГГ на территории Тяжинского района строений и помещений, принадлежащих Беланчуку И.А. на праве собственности не зарегистрировано, домовладение "адрес" зарегистрировано на праве собственности за ФИО опекуном Беланчука И.А. Договор социального найма жилого помещения с Беланчуком И.А. не заключался, членом семьи нанимателя он не является. Прав на недвижимое имущество за Беланчуком И.А. в Росреестре по Кемеровской области не зарегистрированы.
Согласно данным регионального банка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, Беланчук И.А. значится под N.
На момент разрешения дела судом Беланчук И.А. жильем не обеспечен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Беланчук И.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Жилое помещение Беланчуку И.А, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось, в связи с чем у Беланчука И.А. имелось право и достаточные основания для получения жилого помещения, которое должно быть ему предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения органом местного самоуправления.
Оставляя в силе решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 21 октября 2019 г, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что Беланчук И.А, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, наделен правом, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и не реализовал свое право на получение жилого помещения.
С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм права.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 июля 2018 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом вышеуказанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
Пункт 9 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, отдыха и оздоровления детей и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 1 статьи 5 вышеуказанного закона, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договору найма специализированного помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку - сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке (пункт 3 статьи 5).
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у администрации Тяжинского муниципального района денежных средств свидетельствует о несогласии ответчика с судебным решением, что не может расцениваться как основание для его отмены.
По смыслу изложенных норм и правовых оснований, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что предоставление Беланчуку И.А. жилого помещения должно производиться в соответствии с требованиями вышеприведенных норм законодательства в порядке очередности, установленной списком очередников являются несостоятельными, учитывая то, что ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемые судебные решения подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 21 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.