Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Климов В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) на решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Климов В.В. (далее также - Климов В.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) (далее также - ГУ-УПФ РФ в "адрес" (межрайонное), ответчик) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права на указанную пенсию - в связи с недостаточностью стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающего право на досрочную пенсию по старости.
В соответствии с решением ответчика стаж лечебной деятельности истца составляет 26 лет 00 месяцев 26 дней. Согласно решению пенсионного органа периоды работы истца в ГКУЗ "адрес" "Территориальный - центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж для права на досрочную пенсию без применения льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев. Календарная продолжительность указанных периодов работы истца составляет более 12 лет, соответственно продолжительность стажа незаконно исключенного из стажа для права на досрочную пенсию по возрасту составляет более 6 лет. Так же истец ссылается на незаконное исключение из его стажа периодов повышения им квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (подлежат включению в календарном исчислении) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж для права на пенсию с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку имели место в период работы в ГКУЗ "адрес" "Территориальный центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации. С учетом стажа, признаваемого ответчиком - 26 лет 00 месяцев 26 дней, и стажа незаконно не учтенного ответчиком более 6 лет, его стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составлял более 30 лет, при требуемом стаже в 30 лет.
Истец просил суд признать решение пенсионного органа незаконным; обязать ответчика включить в стаж для права на досрочную страховую пенсию по старости с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы в ГКУЗ "адрес" "Территориальный центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ответчика включить в стаж для права на досрочную страховую пенсию по старости с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периоды повышения истцом квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в календарном исчислении период повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Климова В.В. удовлетворены, судом постановлено:
Исковое заявление Климова В. В. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) включить в стаж для права на досрочную пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы Климова В. В. в ГКУЗ "адрес" "Территориальный центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) включить в стаж для права на досрочную пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периоды повышения Климовым В.В. квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в календарном исчислении период повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) назначить Климову В. В. досрочную пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ответчик обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств не заявляли.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке в части удовлетворения требований истца об обязании ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи и обязании ответчика назначить Климову В.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применением норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм права, и они выразились в следующем.
В судебном заседании установлено, что Климов В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (в стаж лечебной деятельности) не засчитаны периоды работы Климов В.В. в ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (указанные периоды включены в стаж в календарном исчислении 12 лет 02 месяца 02 дня).
Так же не засчитаны в стаж Климов В.В. решением пенсионного органа периоды его нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестизиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ "Станция скорой медицинской помощи".
Из трудовой книжки Климов В.В. следует, что в спорные периоды он работал в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации в ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"".
Согласно справки ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ Климов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ГКУЗ "адрес" "Территориальный - центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестизиологии-реанимации на полную ставку и полный рабочий день, работа в должности фельдшера дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из штатных расписаний на 2003-2015 года следует, что в штате ГКУЗ "адрес" "Территориальный - центр медицины катастроф "адрес"" предусмотрена выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, в составе которой предусмотрены должности врача анестезиолога-реаниматолога и фельдшера. Должность медицинской сестры - анастезиста в указанных штатных расписаниях в выездной бригаде скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации не предусматривалась.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно должностных инструкций фельдшера и с учетом того, что в составе выездной бригады не предусматривалось должности медицинской сестры - анастезиста, Климов В.В. в спорный период времени работая на должности фельдшера (как установлено штатным расписанием) в выездной бригаде скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации ГКУЗ "адрес" "Территориальный - центр медицины катастроф "адрес"" фактически исполнял обязанности медицинской сестры - анастезиста.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в его специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы в ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что в указанные периоды Климов В.В. осуществлял обязанности медицинской сестры-анестезиста (по штатному расписанию) в составе выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации. Так же с учетом включения указанных периодов в лечебный стаж истца, суд удовлетворил его требования о включении в его специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Так же суд включил в календарном исчислении в его стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работал в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи МУЗ "Станция скорой медицинской помощи").
Таким образом по мнению суда первой инстанции, у Климова В.В, в связи с включением указанных периодов, возникнет право на досрочную страховую пенсию, стаж составит более 30 лет (32/09/00), в связи с чем, суд первой инстанции признал решение пенсионного органа незаконным и обязал его назначить Климову В.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (дата возникновения права).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что доводы ответчика о том, что наименование должности "фельдшер" не предусмотрено соответствующим Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не принимаются во внимание, поскольку судом установлено, что в спорные периоды истец работал в учреждении, предусмотренном указанным списком и в должности медицинской сестры-анестезиста, которая для лиц мужского пола именуется медицинский брат-анестезист, что в силу подпункта "б" пункта 5 Правил, дает ему право на льготное исчисление специального стажа.
Также суд апелляционной инстанции сослался на штатные расписания ГКУЗ "адрес" "Территориальный-центр медицины катастроф "адрес"" за 2003-2016 годы, из которых следует, что в ее штате предусмотрена выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии - реанимации, в составе которой предусмотрены должности врача анестезиолога-реаниматолога и фельдшера. Должность медицинской сестры в составе анестезиолого-реанимационной выездной бригады, штатным расписанием не предусмотрена. Должностные обязанности Климова В.В. в указанный период были идентичны должностным обязанностям медицинской сестры-анестезиста. Имеющаяся в материалах дела справка ГКУЗ "адрес" "Территориальный -центр медицины катастроф "адрес"", уточняющая характер работы истца, подтверждает право истца в период работы фельдшером на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом суд апелляционной инстанции полагал правомерным включение судом первой инстанции в специальный стаж Климова В.В. в льготном исчислении периодов его нахождения на курсах повышения квалификации в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор, судебные инстанции, руководствуясь пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", представленными по делу доказательствами, исходили из того, что указанными Списками предусмотрена должность фельдшера, которая относится к среднему медицинскому персоналу, имеющему право на льготную пенсию независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Также суды установили, что истец, работая в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, осуществлял лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, поскольку исходя из своих функциональных обязанностей был привлечен к оказанию медицинской помощи, в связи с чем пришли к выводу о том, что периоды его работы в данной должности подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Суд первой инстанции также обязал ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С приведенными выводами и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж Климов В.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации и назначении досрочной страховой пенсии по старости ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Право медицинских работников на досрочное пенсионное обеспечение было предусмотрено и подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее также - постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N).
На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, для указанных категорий работников.
В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.
Положениями Общесоюзного классификатора "Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ N; Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а также Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N предусматривается наименование должности "фельдшер".
Решением ГУ-УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии, поскольку стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления составил менее 30 лет (26 лет 05 месяцев 25 дней).
При этом в стаж в календарном исчислении включены периоды работы в ГКУЗ "адрес" "Территориальный-центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (указанные периоды включены в стаж в календарном исчислении 12 лет 02 месяца 02 дня).
Периоды работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы с применением льготного исчисления, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не названы.
Суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после изменения организационно-правовой формы учреждений, со ссылкой на пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
При рассмотрении спора судами сделан вывод о том, что истец, работая в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, осуществлял лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, поскольку исходя из своих функциональных обязанностей был привлечен к оказанию медицинской помощи.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что сам по себе круг обязанностей истца, осуществляющего трудовую функцию фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, не подтверждает его право на включение указанных периодов в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.
В соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности "медицинской сестры-анестезиста" не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности "фельдшера".
Кроме того, в нарушение приведенных выше нормативных положений судебные инстанции оставили без внимания факт непредоставления истцом в материалы дела доказательств, подтверждающих получение Климовым В.В. специальной подготовки по циклам анестезиологии-реаниматологии в рамках курсов повышения квалификации, доказательства выполнения им должностных обязанностей медицинской сестры-снестезиста.
Должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными и установление их тождественности необоснованно.
Суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Указанные обстоятельства не получили правовой оценки в обжалуемых судебных постановлениях в нарушение требований ст. 195 ГПК РФ.
Таким образом, учитывая, что наименование должности истца не предусмотрено Списками, действовавшими в спорный период, выводы судов о выполнении истцом обязанностей в рамках иной должности, предусмотренной указанными Списками и выводы судебных инстанций о признании за Климовым В.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 23 октября 2018 г, включении в специальный стаж Климова В.В. периодов его работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации в льготном исчислении, как сделанные без учета приведенных выше нормативных положений, нельзя признать правомерными.
Обжалуемые судебные постановления в указанной части нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в этой части.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменить в части удовлетворения требований Климов В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) включить в стаж для права на досрочную пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с применением льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы Климова В. В. в ГКУЗ "адрес" "Территориальный центр медицины катастроф "адрес"" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов повышения Климовым В. В. квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) назначить Климову В.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.