N 88-6569/2020
г. Кемерово |
02 апреля 2020 г. |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Конаревой И.А. рассмотрев гражданское дело N 2-585/2019 (22MS0006-01-2019-005127-74) по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Холод Р.А. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о взыскании недополученной суммы компенсации
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 02 августа 2019 года и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2019 года
установил:
Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился к мировому судье с иске- в интересах Холод Р.А. к КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу о взыскании недоплаченной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление за период с апреля 2008 года по июль 2012 в размере 948, 97 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Холод Р.А. является ветераном труда Алтайского края и на основании пунктов 3, 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" имеет право на предоставление мер социальной поддержки. С апреля 2008 года материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату на оплату коммунальной услуги "отопление". В нарушение закона льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего материальному истцу жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения в 21 кв.м, при общей площади квартиры 48, 4 кв.м. За период с апреля 2008 года по июль 2012 сумма недоплаты составила 948, 97 руб. Указанную сумму компенсации расходов по оплате коммунальной услуги "отопление" процессуальный истец просил взыскать с ответчика в пользу материального истца.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г.Барнаула от 02 августа 2019 года исковые требования удовлетворены. Взыскана с Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу" в пользу Холод Р.А. недополученная сумма компенсации расходов по оплате коммунальной услуги "отопление" в размере 948, 97 рублей за счет средств федерального бюджета.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 ноября 2019 года решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г.Барнаула оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 02 августа 2019 года и апелляционного определения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2019 года, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы кассатор ссылается на то, что с момента установления мер социальной поддержки с 1995 года ветеранам труда льгота предусмотрена, и соответственно, предоставлялась с учетом двух ограничений: в пределах социальной нормы площади жилья и норматива потребления. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсаций, несут организации -поставщики услуг, в связи с чем, действия органов социальной защиты по выплате гражданам рассматриваемой компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями -поставщиками услуг, и не могут быть признаны незаконными. Кроме того, кассатор полагает, что судами обеих инстанций не учтены те обстоятельства, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании расходов на отопление за период с 2008 по 2012 год истек.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Центрального района г. Барнаула.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких оснований по результатам изучения обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено, что Холод Р.А. является ветераном труда Алтайского края и на основании пунктов 3, 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" имеет право на предоставление мер социальной поддержки.
С 01.06.2008г. материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату на оплату коммунальной услуги "отопление".
Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего материальному истцу жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения в 21 кв.м, при общей площади квартиры 48, 4 кв.м.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи.
Оснований не согласится с данными выводами, у суда кассационной инстанции не имеется.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно положениям статьи 2 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее- Закон Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи (статья 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС).
Постановлениями Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997 N251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья" и от 04.06.2012 N239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья.
С учетом вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств, мировой судья пришел к верному выводу о том, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Учитывая изложенное, соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, были предметом рассмотрения судов, им дана правовая оценка, не согласится с которой у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, а именно положений статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", пунктов 14, 15 и 27 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N126.
Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.
Вопреки доводам кассатора о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, суд первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том. что к правоотношениям сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки, которые носят публично-правовой характер, нормы законодательства, регламентирующие применение срока исковой давности, не подлежат применению.
При этом судом отмечено, что региональный законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, определяя законом Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС форму, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки, частью 3 статьи 7 Закона прямо предусмотрел, что суммы компенсации, не полученные гражданам своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов нижестоящих инстанций являются верными, в судебных постановлениях подробно мотивированы, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 02 августа 2019 года и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья Конарева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.