Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Благодатских Г.В, Конаревой И.А.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 84RS0001-01-2019-000748-18 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края в защиту прав и законных интересов Портнягиной В.А. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о понуждении обеспечить Портнягину В.А. жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения
по кассационной жалобе Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 1 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Благодатских Г.В, выслушав заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей об отсутствии законных оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Таймырского района Красноярского края в интересах Портнягиной В.А. обратился в суд с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Портнягина В.А. относится к лицам "данные изъяты". Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от ДД.ММ.ГГГГ г. Портнягина В.А. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. Портнягина В.А. своего жилья не имеет, ответчиком жильем до настоящего времени не обеспечена.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 1 августа 2019 г. требования заместителя прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов Портнягиной В.А. удовлетворены. На Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края возложена обязанность предоставить Портнягиной В.А. благоустроенное применительно к условиям с. Хатанга сельского поселения Хатанга жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в с. Хатанга, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, исходя из общей площади 33 квадратных метра общей площади жилого помещения с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 октября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы приводит доводы о том, что администрация муниципального района не участвует в формировании размера субвенций бюджету муниципального образования, такое формирование возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов субъекта. Таким образом, реальное исполнение решения суда зависит от действий третьих лиц по выделению субвенции бюджету муниципального образования в указанной части. При этом, денежные средства на приобретение жилья Портнягиной В.А. в 2019 году не выделены.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 3 апреля 2017 г. на Министерство образования Красноярского края была возложена обязанность включить Портнягину В.А, ДД.ММ.ГГГГ, в список "данные изъяты", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 2 января 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
Указанным решением установлено, что в несовершеннолетнем возрасте Портнягина В.А. осталась без попечения родителей, поскольку они умерли, не имеет жилого помещения, закрепленного за ней или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края N Портнягина В.А. была включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту предоставления Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.
ДД.ММ.ГГГГ. Портнягина В.А. проходила очное обучение в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова, была признана оставшейся без попечения родителей с назначением социальной стипендии.
Согласно сообщению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и уведомлениям Управления Росреестра по Красноярскому краю за Портнягиной В.А. права собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
По сообщению главы с.п. Хатанга Портнягина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в качестве "данные изъяты".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "данные изъяты" лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерстве образования Красноярского края. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Оставляя в силе решение Дудинского районного суда Красноярского края от 1 августа 2019 г, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что все условия предоставления истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа "данные изъяты", соблюдены, при этом решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Министерством образования Красноярского края принято, а обязанность по предоставлению жилого помещения в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм права.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Статья 1 Закона Красноярского края N 9-4225 от 24 декабря 2009 г. "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребёнка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребёнка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4103).
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края денежных средств на приобретение жилья для истца свидетельствует о несогласии ответчика с судебным решением, что не может расцениваться как основание для его отмены.
По смыслу изложенных норм и правовых оснований, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемые судебные решения подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дудинского районного суда Красноярского края от 1 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.