Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3420/2019 (УИД: 42RS0009-01-2019-004899-25) по иску Алексеева Олега Владимировича к Государственному учреждению - Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев Олег Владимирович (далее - Алексеев О.В, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Алексеев О.В. указал, что 20 марта 2019 г. он обратился в отдел Пенсионного фонда России в Центральном районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 19 июня 2019 г. N Алексееву О.В. отказано в установлении пенсии досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По мнению Алексеева О.В, решение пенсионного органа является незаконным в части исключения из страхового стажа периодов работы в должности водителя троллейбуса в Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г. (02 месяца 26 дней), с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г. (09 месяцев 19 дней), со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г. (06 лет 08 месяцев 17дней), с 26 августа 1997 г. по 31 октября 2000 г. (03 года 02 месяца 06 дней), с 1 ноября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. (02 месяца).
Работа водителем троллейбуса в вышеуказанные периоды времени и занятость на регулярных пассажирских перевозках подтверждена документами, представленными в пенсионный орган, а именно трудовой книжкой, справками работодателя от 5 марта 2014 г. N83, от 5 марта 2014 г. N 87, от 15 ноября 2018 г. N34, от 18 марта 2019 г. N6, может быть подтверждена объяснениями работников, которые вместе с Алексеевым О.В. работали на троллейбусных маршрутах.
Алексеев О.В. просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 19 июня 2019 г. N253923/19, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы водителем троллейбуса с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г, с 26 августа 1997 г. по 31 октября 2000 г, с 1 ноября 2000 г. по 31 мая 2001 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 6 апреля 2019 г, взыскать с УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Определением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. производство по делу в части требований Алексеева О.В. о включении в льготный стаж периодов работы с 26 августа 1997 г. по 31 октября 2000 г, с 1 ноября 2000 г. по 31 мая 2001 г. прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. требования Алексеева О.В. удовлетворены. Решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 19 июня 2019 г. N признано незаконным. На УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж Алексееву О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г. (02 месяца 26 дней) в должности водителя троллейбуса в "Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении", с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г. (09 месяцев 19 дней) в должности водителя троллейбуса в "Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении", со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г. (06 лет 08 месяцев 17 дней) в должности водителя троллейбуса в "Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 6 апреля 2019 г. С УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Алексеева О.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Алексеев О.В, представитель ответчика УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Алексеев О.В. 20 марта 2019 г. обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 19 июня 2019 г. N Алексееву О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.
Бесспорный специальный стаж Алексеева О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет на дату обращения - 18 лет 3 месяца 6 дней, при требуемом - 20 лет.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Алексеева О.В. периоды работы в должности водителя троллейбуса в "Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении" с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г, по мотиву того, что из представленных документов не усматривается занятость водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Из трудовой книжки Алексеева В.О. следует, что Алексеев О.В. работал водителем троллейбуса с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г. в "Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении".
Согласно архивной справке от 19 ноября 2018 г. N, выданной МБУ "Городской архив", в документах, находящихся на хранении в МБУ "Городской архив", имеются сведения о том, что Алексеев О.В. допущен к работе на линии водителем троллейбуса 3 класса 30 июля 1985 г. (прошел стажировку в количестве 80 час.) (приказ от 26 июля 1985 г. N п.21); переведен слесарем 3 разряда в ОГМС 26 октября 1985 г. (приказ от 4 ноября 1985 г. N п.9); переведен водителем троллейбуса 3 класса со стажировкой 240 часов с 13 июня 1986 г. (приказ от 15 июня 1986 г. N п.5); допущен к самостоятельной работе на линии водителем троллейбуса с 26 июля 1986 г. (приказ от 28 июля 1986 г. N п.12); уволен по собственному желанию с 31 марта 1987 г. (приказ от 3 апреля 1987 г. N п.3); принят подсобным рабочим с 19 мая 1987 г. (приказ от 18 мая 1987 г. N п.1); переведен водителем троллейбуса со стажировкой 180 часов со 2 сентября 1987 г. (приказ от 2 сентября 1987 г. N п.10); допущен к самостоятельной работе на линии водителем троллейбуса с 3 октября 1987 г. (приказ от 2 октября 1987 г. N п.14), прошел стажировку 180 час.; уволен с 18 мая 1994 г. (приказ от 17 мая 1994 г. N п.11).
Из исторической справки, выданной АО "Кемеровская электротранспортная компания" 31 июля 2019 г. N следует, что Кемеровское трамвайно - троллейбусное управление неоднократно переименовывалось, в том числе с 31 мая 2004 г. именовалось как муниципальное предприятие города Кемерово "Кемеровское трамвайное предприятие", которое признано банкротом, в отношении него 7 декабря 2006 г. завершено конкурсное производство. Документы, в том числе по личному составу, Кемеровского трамвайного предприятия - ликвидируемого предприятия, не имеющего правопреемников, переданы в АО "Кемеровская электротранспортная компания" для хранения и выдачи по запросам граждан архивных справок и копий документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации". 8 июля 2015 г. ОАО "Кемеровская электротранспортная компания" переименовано в АО "Кемеровская электротранспортная компания".
Согласно справкам, выданным ОАО "Кемеровская электротранспортная компания" 5 марта 2014 г. N, 5 марта 2014 г. N, 15 ноября 2018 г. N, 18 марта 2019 г. N Алексеев О.В. в периоды с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г. работал в Кемеровском трамвайно-троллейбусном управлении в должности водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с полным рабочим днем.
Данные справки выданы для подтверждения льготного трудового стажа на основании: штатного расписания, функциональных обязанностей водителя троллейбуса, личной карточки формы Т-2, кадровых приказов, лицевых счетов.
В справке от 5 марта 2014 г. N также указано, что в соответствии со ст.25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" компания несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документе, в отпуске без сохранения заработной платы Алексеев О.В. не находился, обучение на курсах водителей троллейбуса с 8 января 1985 г. (приказ от 9 января 1985 г. N) по 29 июля 1985г. (приказ от 29 июля 1985 г. N) имело место без отрыва от производства.
Удовлетворяя исковые требования Алексеева О.В, суд первой инстанции исходил из того, что в периоды с 30 июля 1985 г. по 25 октября 1985 г, с 13 июня 1986 г. по 31 марта 1987 г, со 2 сентября 1987 г. по 18 мая 1994 г. Алексеев О.В. выполнял работу в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 80 % рабочего времени за месяц.
Принимая во внимание обстоятельства того, что с учетом спорных периодов специальный стаж Алексеева О.В. составил более 20 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган назначить Алексееву О.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента достижения Алексеевым О.В. возраста 55 лет - с 6 апреля 2019 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (Приложение к Письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. N13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц (пункт 1).
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2).
Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта были предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N255/16 от 16 августа 1977 г, действовавшим до сентября 1999 г, которым предусматривалось, что в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством (пункт 3).
Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июня 1999 г. N16, установлена нормальная продолжительность рабочего времени водителей не более 40 часов в неделю (пункт 6). В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц) (пункт 7).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Алексеева О.В. правильными, поскольку материалами дела подтверждается, что Алексеев О.В. в спорные периоды работал водителем троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с занятостью более 80 % рабочего времени за месяц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судами установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 1 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.