Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю, Жуленко Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0027-01-2019-000118-28 по иску Дергачева В.В. к Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области - ФИО6 на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушиной Н. Ю, установила:
Дергачева В.В. обратился в суд с иском к Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области об обязании предоставить изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение на территории Тяжинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, и отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. В обоснование иска истцом указано, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Несмотря на неоднократные обращения Дергачева В.В. до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 г. исковые требования Дергачева В.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 06 июня 2019 г. решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что ответчик не имел достаточно времени для подготовки к делу и своевременной явки в суд, так как был извещён, только, о месте и времени проведения подготовки к судебному разбирательству. Представитель ответчика на подготовку к судебному заседанию не явился, поскольку находился в отпуске. О том, что судебное заседание состоится 29 марта 2019 г, ответчик извещен не был. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судами не исследованы доказательства, подтверждающие обращения истца с заявлением в органы местного самоуправления о предоставлении жилого помещения.
По мнению подателя жалобы, судами нарушены нормы жилищного законодательства, поскольку на ответчика возложена обязанность предоставить жилое помещение истцу во внеочередном порядке, что нарушает права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья ранее истца. При этом исполнение решения суда находится в прямой зависимости от финансирования со стороны Главного финансового управления Кемеровской области. Получение денежных средств из иных источников не предусмотрено, свободных жилых помещений в муниципальной собственности, соответствующих заявленным требованиям, нет, что исключает возможность исполнения решения в установленный судами срок.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Базовым Законом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на обеспечения жилым помещением является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Положения статьи 8 указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из, числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Кемеровской области, регулируются Законом Кемеровской области от 27 декабря 2012 года г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 27 декабря 2012 г. N 14-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 стать 5 Закона от 27 декабря 2012 г. N 134-ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (пункт 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (пункт 5).
Пунктом 1 статьи 7 Закона от 27 декабря 2012 N г. 134-ОЗ предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
Материалами дела подтверждается, что родители Дергачева В.В. (ФИО7 и ФИО8) решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 25 ноября 2003 г. лишены родительских прав в отношении истца.
Из распоряжения Администрации Тяжинского района Кемеровской области от 26 августа 2014 г. N 686-р следует, что Дергачева В.В. был передан на воспитание в приёмную семью ФИО9, так как его родители лишены родительских прав.
Согласно справке Управления образования Администрации Тяжинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дергачева В.В. состоит в льготной очереди на получение жилого помещения в Тяжинском районе Кемеровской области, на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди193.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, пришли к правомерному выводу о том, что истец относится к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Следовательно, у Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области возникла обязанность по предоставлению Дергачева В.В. изолированного благоустроенного жилого помещения на территории Тяжинского муниципального района Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления - 33 кв. м.
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу во внеочередном порядке нарушает права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья раньше истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Указание ответчика в жалобе на отсутствие у него специализированного жилищного фонда для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об отсутствии надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат отклонению, поскольку не влияет на законность принятых судами постановлений.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы об отсутствии надлежащего извещения ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции были предметом исследования суда апелляционной инстанции и опровергаются материалами дела. Так, согласно копии журнала получения судебных извещений (л.д. 29) судебная повестка о вызове в качестве ответчика была получена специалистом Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области 27 марта 2019 г, что обеспечивало возможность явки соответствующего работника в судебное заседание.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 29 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 июня 2019 г. по гражданскому делу иску ФИО10 к Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области - ФИО6 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.