Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Аноприенко К.В, судей Кравченко А.И, Бусарова С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паниной Саргыланы Дмитриевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости досрочно
по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2019 года, заслушав доклад судьи Кравченко А.И, выслушав участвующих в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) Борисову Г.А, Воронину А.С, возражения представителя истца Барковского А.Ю.
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости досрочно.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, но получила отказ в связи с отсутствием достаточного количества специального стажа требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Оспаривая такое решение, истец полагает, что пенсионный орган необоснованно не учел при подсчете специального стажа периоды ее работы в должности участковой медицинской сестры в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия", а также период повышения квалификации. Считает отказ в назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа незаконным, поскольку ее работа в противотуберкулезном диспансере связана с непосредственным обслуживанием больных туберкулезом, а постоянная занятость на работе с вредными и тяжелыми условиями дает ее право на пенсию на льготных условиях.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N; возложить на пенсионный орган обязанность в течение десяти дней с момента принятия решения включить в специальный стаж в льготном порядке периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия", а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ повышение квалификации; назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении иска к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости досрочно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. На ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Саха (Якутия) возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 периоды ее работы в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность установленных обстоятельств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия" в должности участковой медицинской сестры детского противотуберкулезного отделения названного учреждения. Работодателем ФИО1 установлены продолжительность рабочей недели в размере 30 часов, надбавки за вредные и опасные условия труда и за возможность инфицирования микобактериями.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда по должности медицинская сестра (участковая) диспансерного отделения ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия", класс условий труда по названной должности определен как 3, 3; предусмотрено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" Республики Саха (Якутия) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ по причине отсутствия у нее требуемого специального стажа работы.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, пенсионным органом не зачтены периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности участковой медицинской сестры ГБУ Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия", со ссылкой на отсутствие занятости на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня. Также в специальный стаж не включен период повышения квалификации (сертификационный цикл) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из отсутствия подтверждения работодателем занятости истца в спорные периоды на работах в тяжелых условиях, связанных с непосредственным обслуживанием больных в течение 80% рабочего времени, при этом суд сослался на обстоятельства, установленные ранее решением суда, вступившим в законную, по спору между теми же сторонами и о том же предмете. Оснований для включения в специальный стаж периода прохождения сертификационного цикла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд не усмотрел, поскольку включение в специальный стаж такого периода не предусмотрено Правилами N.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об удовлетворении исковых требований, апелляционный суд руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, Списком N, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, при этом исходя из представленных в дело доказательств, в том числе должностной инструкции, карт аттестации рабочих мест и справок работодателя, пришел к выводу о том, что работая в должности участковой медицинской сестры ФИО9 была занята на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, таким образом, спорные периоды работы подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку с учетом включенного в специальный стаж периода работы у ФИО1 на момент ее обращения имелась необходимая продолжительность специального стажа, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность назначить ей пенсию.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствую установленным фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены судом при разрешении спора правильно, процессуальный закон не нарушен.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года на 2 года такой работы.
В силу ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе средний и младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая приведенное нормативное регулирование, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив представленные в дело доказательства суд апелляционной инстанции верно по существу разрешилспор.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с апелляционным определением выводы суда не опровергает, а иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств дела, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен.
Вопросы относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешаются судами первой и апелляционной инстанций и не входит в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Оснований полагать, что при оценке доказательств судом апелляционной инстанции нарушены положения ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, суд второй инстанции, предлагая сторонам представить дополнительные документы и доказательства действовал в пределах своих полномочий.
Ссылка в кассационной жалобе ответчика на то, что суд включил в специальных стаж период работы истца в должности палатной медицинской сестры, тогда как в спорные периоды она работала в должности участковой медицинской сестры, вопреки доводам заявителя не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного постановления, а допущенная судом в тексте резолютивной части описка может быть исправлена в порядке ст.200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.