Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савушкиной Галины Викторовны, Савушкина Виктора Анатольевича на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года (дело N 2а-202/2018), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2019 года по административному делу по административному иску Савушкиной Галины Викторовны, Савушкина Виктора Анатольевича к филиалу ФГБУ "ФКП Росрестра" по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании действий незаконным, Степановой Елены Евгеньевны к Управлению Росреестра по Владимирской области о признании незаконными действий по регистрации права собственности, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца Савушкина В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Россреестра" по Московской области Сибашвили Н.М, возражавшего против доводов жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области Титова Б.Б, возразившего против удовлетворения жалобы, представителя ООО "Газпром трансгаз Москва" Саракваша А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Савушкины обратились в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, в котором просили признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росрестра" по Московской области и Управления Росреестра по Московской области, выразившиеся во внесении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний магистрального газопровода-перемычки "Горький Центр - КС Серпуховская" с реестровым номером N, зоне минимальных расстояний ГРС "Михайловка" с реестровым номером N, зоне минимальных расстояний магистрального газопровода "КРП14 - Серпухов" от 0 до 115, 4 км и линейных сооружений магистральных газопровоов "Тула - Торжок", "Елец - Серпухов с реестровым номером N; возложить на Управление Росреестра по Московской области исключить указанные сведения из ЕГРН.
В обоснование доводов указали, что им принадлежат земельные участки, расположенные в "адрес" которые относятся к землям населенного пункта и предназначены для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
На момент приобретения земельных участков они не имели обременений и ограничений.
На участок, принадлежащий Савушкину В.А, в 2015 году был выдан градостроительный план, согласно которому на земельном участке можно строить здания, строения, в том числе и индивидуальный жилой дом.
Во время нахождения земельного участка в собственности уведомлений об ограничениях использования земельного участка связанных с включением земельного участка в состав зон с особыми условиями использования территорий не поступало.
Впоследствии им стало известно о постановке на кадастровый учет зон с особыми условиями использования территории, связи с чем их земельные участки оказались включенными в состав этих зон.
При этом сведения о том, на основании каких актов властных органов установлены данные зоны, отсутствуют.
В связи с чем полагают, что информация о зонах с особыми условиями использования территории была внесена с нарушением законодательства, а также, что размер установленных охранных зон не соответствует размеру предусмотренному законодательством для охранных зон магистральных трубопроводов. Кроме того, указывают, что понятие зоны минимальных расстояний в законодательстве РФ отсутствует.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2019 года данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, заявители ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву нарушения судом норм материального права, указывают, на то, что позиция истцов подтверждена позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 26-П от 03.07.2019 года, при рассмотрении дела были нарушены права истцов на справедливое судебное разбирательство, гарантированное статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела нарушены правила аудипротоколирования, аудипротокол в судебных заседаниях 08.11.2018 года и 22.11.2018 года не велся, судами неправильно истолкованы и применены нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В судебном заседании административный истец Савушкин В.А. кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам, в ней изложенным.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, считают, состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Москва", возражал против удовлетворения жалобы, полагает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Савушкин В. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного в "адрес".
Земельный участок принадлежит ему на основании договора купли продажи от 25.07.2008 года, заключенного с администрацией Серпуховского муниципального района в результате публично проведенного открытого аукциона.
Земельный участок относится к землям населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Савушкина Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, также расположенного в д. "адрес". Участок относится к землям населенного пункта и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности на земельный участок возникло у Савушкиной Г.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.12.2015 года, заключенного с Савушкиным В.А.
В свою очередь право собственности на данный земельный участок возникло у Савушкина В.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25.07.2008 года, заключенного с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области в результате проведения публичного аукциона.
По состоянию на 19.06.2018 года в ЕГРН содержатся сведения о зонах с особыми условиями использования территории:
"Зона минимальных расстояний ГРС "Михайловка" с учетным номером N (далее - Охранная зона 1);
"Зона минимальных расстояний газопровода-перемычки "Горький - Центр - КС Серпуховская" с учетным номером N (далее - Охранная зона 2);
"Зона минимальных расстояний магистрального газопровода "КРП 14 -Серпухов" (от 0 км до 115, 4 км), линейных сооружений - магистральных газопроводов "Тула- Торжок" (от 66, 5 км до 176 км), "Елец-Серпухов" (от 229, 2 км до 294, 9 км) с учетным номером N (далее - Охранная зона 3).
Сведения об Охранной зоне 1 внесены в Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий 18.04.2016 года на основании заявления ООО "Газпром трансгаз Москва" Серпуховское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
Сведения об Охранной зоне 2 внесены в указанный Реестр сведений о границах 19.04.2016 года на основании заявления ООО "Газпром трансгаз Москва" Серпуховское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
Сведения об Охранной зоне 3 внесены в указанный Реестр сведений о границах 06.04.2017 года на основании заявления ООО "Газпром трансгаз Москва" Московское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
По состоянию на 19.06.2018 года в ЕГРН содержатся сведения об ограничениях прав на земельные участки, принадлежащие административным истцам в связи с тем, что земельные участки входят в границы указанных охранных зон.
Газопровод введен в эксплуатацию задолго до возникновения прав административных истцов на указанные земельные участки
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они обоснованы, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как правильно указал суд, минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов определены в Своде правил СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", который, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 года N 2318-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", составляет дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.10.2015 года N 2318-О, любые работы и действия, производимые в охранных зонах магистральных трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода.
Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в ст. 42 Земельного кодекса РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3); реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абз. шестой п. 4).
Таким образом, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Применительно к рассматриваемому случаю спорные ограничения установлены в зонах с особыми условиями использования территорий.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" зона с особыми условиями использования территорий - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования.
В силу пунктов 6, 25 ст. 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Тем самым законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий охранная зона трубопроводов и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Сводом правил СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Таким образом, охранная зона и зона минимальных расстояний являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Установление зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний является законодательно установленной обязанностью и вопреки доводам административных истцов не требует дополнительного издания органом государственной власти или местного самоуправления соответствующего акта.
Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 года N 2318-О.
Поэтому внесение в ЕГРН указанных сведений направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной выше, правовое регулирование в части установления федеральным законодателем ограничений фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, не может рассматриваться как направленное на ограничение прав собственников и не обусловленное конституционно значимыми целями.
Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
Отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 3 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено включение в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Минимальные расстояния, как указывалось выше, установлены соответствующими правилами.
Как следствие, внесение в ЕГРН соответствующих сведений об обременении в виде зон минимальных (минимально допустимых) расстояниях до трубопроводов не может нарушать права и законные интересы истца; определение территориальных границ таковых зон поставлено в зависимость, в том числе, от технических характеристик трубопровода, установленных нормативов.
Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс РФ дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 ст. 105 ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Несмотря на то, что действие указанной нормы отсутствовало на момент наложения спорных ограничений, данное обстоятельство не указывает о неправомерности наличия последних.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того судебной коллегией принимается во внимание, то обстоятельство, что в ходе рассмотрения дела данные сведения были исключены из ЕГРН.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившееся в отсутствие аудиопротоколирования хода судебного разбирательства, не служат основанием для отмены правильного решения суда.
Так, вопреки, аргументам подателя жалобы об отмене судебного акта по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 310 КАС РФ, письменные протоколы судебного заседания представлены в материалы административного дела, отражают ход судебного заседания 08 и 22 ноября 2019 года, замечания на них не подавались; нарушение установленного процессуальным законом правила об аудиопротоколировании в силу части 4 статьи 310 КАС РФ, поскольку не привело к принятию неправильного решения, основанием для отмены решения суда не является; правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов и ставящих под сомнение законность постановленных по данному делу судебных актов, они были предметом тщательного рассмотрения судов двух инстанций, являются основанной на неверном толковании норм права позицией административного истца, которой дана надлежащая правовая оценка, и оснований не согласиться с которой судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года (дело N 2а-202/2018), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы Савушкиной Галины Викторовны, Савушкина Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.