Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карцевской О.А.
судей Волосатых Е.А, Кислиденко Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (N 2-322/2019)
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Угличского районного суда Ярославской области от 06.05.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19.09.2019.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кислиденко Е.А, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бойко В.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель военного прокурора Ярославского гарнизона, обратившись с иском в защиту интересов Российской Федерации, просил суд о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, состоящее из административного здания и здания гаража по адресу: "адрес", поскольку в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" такая регистрация недвижимого имущества до настоящего времени не произведена.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 06.05.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19.09.2019, исковые требования удовлетворены.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - административное здание и здание гаража, расположенные по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить принятые судебные акты как незаконные и необоснованные, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что государственная регистрация права собственности в силу закона не является обязательной; права и интересы Российской Федерации ответчиком не нарушены; что Министерство обороны не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. Заявлений об уважительных причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно положениям ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из смысла названной статьи кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений, допущенных нижестоящими судами, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 05.02.2007 N 2-П, согласно которой основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов могут выступать лишь такие ошибки в толковании и применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения не были допущены судами обеих инстанций при разрешении настоящего спора.
Как установлено и следует из материалов дела, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 04.08.2012 N 2209, в том числе, в отношении спорных объектов недвижимости, прекращено право оперативного управления Военного комиссариата Ярославской области; данные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. Начальнику ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в трехмесячный срок поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на данное недвижимое имущество. То есть названным приказом констатирована необходимость регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес".
Суды обеих инстанций применительно к основанию заявленного иска, положениям ст. ст.81, 131, 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" исходили из того, что в нарушение императивных требований перечисленных статей Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности Российской Федерации на спорные объекты в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
Суды пришли к выводу, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве собственности Российской Федерации на указанное имущество, используемое военным комиссариатом Ярославской области (военным комиссариатом г.Углича, Мьиикинского и Угличского районов) нарушает права собственника данного имущества Российской Федерации по использованию имущества в порядке и пределах, установленных законом.
Проверяя доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации, уже были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией ответчика, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Доводов, свидетельствующих о существенном нарушении норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст.ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 06.05.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.