Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Серазитдинова Э.Т, Богдашова Д.А, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-13/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 29 января 2020 года, которым капитану Хамцову ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение) о снятии с жилищного учёта.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника отделения от 02 декабря 2019 года Хамцов и члены его семьи сняты с учёта нуждающихся в жилье на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Уполномоченным органом было установлено, что административный истец с 2001 года по июнь 2014 года являлся собственником и до марта 2017 года состоял на регистрационном учёте в однокомнатной квартире, общей площадью 37, 9 кв.м. (жилая площадь 19, 4 кв.м.), расположенной по адресу: "адрес", полученной в порядке приватизации от государства. Будучи обеспеченным жильём и распорядившись им, он утратил основания состоять на жилищном учёте.
Посчитав свои права нарушенными, Хамцов в судебном порядке оспорил вышеупомянутое решение начальника отделения и просил его отменить.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывает, что имевшаяся в собственности квартира была предоставлена в 1993 году его матери на состав семьи два человека (истец). В 2001 году она умерла, а он, будучи зарегистрированным в этом жилом помещении, в этом же году её приватизировал и в 2014 году продал, в связи с чем, как обеспеченный жильём в качестве члена её семьи, вправе состоять на жилищном учёте.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Хамцов, распорядившись полученной от государства квартирой и утратив возможность её сдачи, повторному обеспечению жильём за счёт государства не подлежит, а поэтому правомерно снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем гарнизонный военный суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильные выводы суда и неправильное применение норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Жилищному обеспечению подлежит военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи.
По делу установлено, что матери административного истца в 1993 году на состав семьи, в том числе на Хамцова, органами местного самоуправления была предоставлена вышеуказанная однокомнатная квартира, собственником которой в 2001 году в порядке приватизации стал истец. Изложенное административным ответчиком не опровергнуто.
В апреле 2009 года Хамцовым заключён брак, а в 2010 и 2012 году в его семье родилось двое детей. Эти члены семьи были вселены собственником в жилое помещение и зарегистрированы в нём по месту жительства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании решения Тверской городской Думы от 1 марта 2006 года N 74 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" учётная норма площади жилого помещения в г. Твери установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Соответственно, даже при нахождении у административного истца рассматриваемой квартиры в собственности до настоящего времени, учитывая состав его семьи и её общую площадь, он бы подлежал принятию на жилищный учёт как обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, а его действия, связанные с отчуждением в 2014 году объекта недвижимости и снятием в 2017 году с регистрационного учёта, не могли служить основанием для применения положений ст. 53 ЖК РФ.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Как разъяснено в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в 1993 году квартира в г. Твери предоставлялась административному истцу, равно как и свидетельствующих о реализации им своего права на жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", что с учётом приведённых выше правовых норм позволяет утверждать о том, что на Хамцова не возложена обязанность по её сдаче. Обеспечение его жильём в качестве члена семьи нанимателя также не является препятствием для нахождения на жилищном учёте.
Таким образом, решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а требования административного истца удовлетворению.
Что же касается действий Хамцова, связанных с продажей квартиры с обременением, в части сохранения регистрационного учёта проживающих в ней граждан, и утратой в 2017 году права пользования как члена семьи собственника, то они подлежат оценке жилищным органом с учётом требований ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Руководствуясь ст.308, п.2 ст.309, ст.310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 29 января 2020 года по административному исковому заявлению Хамцова ФИО2 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ решение от 02 декабря 2019 года N 69/24/94/19 о снятии с жилищного учёта административного истца и членов его семьи отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.