Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Авериной Е.Г. и Подлесной И.А.
при секретаре Лыфарь Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда города Республики Крым от 23 января 2020 года по гражданскому делу по иску Шостак Наталии Петровны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий, УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2019 года Шостак Наталия Петровна обратилась с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения N от 18 марта 2019 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности засчитать в специальный стаж истицы следующие периоды работы: с 15.08.1990 г. по 19.10.1992 г. старшей пионервожатой в Тарандинцовской средней школе; с 20.10.1992 г. по 21.08.1993 г. педагогом-организатором в средней школе N 10 г. Лубны; с 04.04.1994 г. по 04.01.2000 г. учителем русского языка и литературы в средней школе N 5 г. Светловодска, в том числе, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 26.02.1996 г. по 03.01.1999 г, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы с 04.01.1999 г. по 03.01.1999 г.; с 17.01.2000 г. по 23.08.2000 г. руководителем кружка в ЦДЮТ (в Центре детского и юношеского творчества); с 23.08.2000 г. по 04.02.2002 г. учителем предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательной школе N 3 г. Дубны; с 25.04.2002 г. по 31.08.2003 г. заместителем директора по учебно- воспитательной работе и учителем русского языка, зарубежной литературы, предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательной школе I-III ступеней N 20 с украинским языком обучения имени Елены Телеги; с 21.08.2007 г. по 26.08.2007 г. учителем украинского языка и литературы в Феодосийской общеобразовательной
2
школе I-Ш ступеней N14 Феодосийского городского совета АР Крым; возложении на ответчика обязанности засчитать в специальный стаж: период отпуска по уходу за ребенком с 17.05.2004 г. по 07.08.2006 г.; периоды пребывания в командировках 06.02.2003 г, с 21.03.2003 г. по 27.03.2003 г, 17.08.2010 г, 29.09.2011 г.; период пребывания на семинаре-практикуме 01.04.2009 г.; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 19.03.2007 г. по 31.03.2007 г, с 20.10.2008 г. по 08.11.2008 г, с 24. 01.2012г. по 27.01.2012г, с 08.04.2013г. по 12.04.2013 г, с 22.04.2013 г. по 26.04.2013г, с 26.06.2014г. по 01.07.2014г, с 27.11.2017 г. по 29.11.2017 г, с 21.11.2018 г. по 23.11.2018г.; периоды нахождения в учебных отпусках с 18.10.2010 г. по 23.10.2010 г, с 10.01.2011 г. по 22.01.2011 г, с 14.03.2011 г. по 23.03.2011 г, с 11.04.2011 г. по 30.04.2011 г, с 30.05.2011 г. по 25.06.2011 г.; о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 11 декабря 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает пенсионные права истицы.
Решением суда первой инстанции исковые требования Шостак Н.П. удовлетворены. Постановлено: признать незаконным решение органа пенсионного обеспечения N от 18 марта 2019 года об отказе в досрочном назначении Шостак Н.П. страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать орган пенсионного обеспечения засчитать в специальный стаж Шостак Н.П. спорные периоды; обязать орган пенсионного обеспечения назначить Шостак Н.П. досрочную страховую пенсию по старости с 11 декабря 2018 года.
Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) просит отменить судебное решение, оспаривая выводы суда первой инстанции.
Стороны не явились в заседание суда апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского и пенсионного дел, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19
3
декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1, 3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как установлено судом первой инстанции, 11.12.2018 года Шостак Н.Н. обратила к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ.
Решением органа пенсионного обеспечения от 18.03.2019 года истице в связи с тем, что ее специальный стаж составляет 12 лет 7 месяцев 28 дней; спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в периоды учебных отпусков, командировок, обучения на курсах повышения квалификации и отпусков по уходу за детьми истица не выполняла свои функциональные обязанности; периоды работы не подтверждены соответствующими справками, подтверждающими данный стаж и выплату заработной платы; в период работы с 21.08.2007 г. по 26.08.2007 г. педагогическая нагрузка истицы составляла менее одной ставки.
Согласно записям в трудовой книжке Шостак Н.Н. с15.08.1990г. по 19.10.1992г работала в Тарандинцовской средней школе в должности старшей пионервожатой; с 20.10.1992г. по 21.08.1993г. в средней школе N 10 г. Лубны в должности педагога -организатора; с с 04.04.1994г. по
4
04.01.2000г. в средней школе N 5 г. Светловодска в должности учителя русского языка и литературы; с 17.01.2000г. по 23.08.2000г. в Лубенском районном Центре детского и юношеского творчества в должности руководителя кружка; с 23.08.2000г. по 04.02.2002г. в общеобразовательной школе N 3 г. Лубны в должности преподавателя предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"; с 25.04.2002г. по 20.08.2007г. в общеобразовательной школе I-III ступеней N 20 им. Елены Телиги в должностях заместителя директора, учителя русского языка и литературы, предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"; с 21.08.2007г. по 26.08.2007г. в общеобразовательной школе I-III ступеней N 14 в должности учителя украинского русского языка и литературы; с 27.08.2007г. по 28.08.2009г. в общеобразовательной школе I-III ступеней N14 в должностях заместителя директора, учителя русского языка и литературы; с 31.08.2009г. по 31.12.2014г. в общеобразовательной школе I-III ступеней N 10 в должностях директора, учителя русского языка и литературы; с 01.01.2015г. по настоящее время работает в ГБОУ "Феодосийская санаторная школа-интернат" в должности учителя русского языка и литературы.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения ст.ст.6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и
5
города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу п.1 ст.3 Закона N400-РФ страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Как предусмотрено п.1 ст.7 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов... " лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы и иных периодов, имевших место до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере
6
трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пп."м" п.1 Постановления Правительства РФ N665 от16.07.2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов
работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением
7
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
П.12 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 года N313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования улучшения условий работы общеобразовательной школы" в
Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, включает работу в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Согласно п.10 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 01 ноября 1999 года.
Согласно списку N781 в педагогический стаж засчитывается работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в учреждениях, поименованных в пунктах 1.1-1.4 списка, в том числе, в школах всех наименований.
8
П.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены ли эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы все наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.
Как предусмотрено п.2.8.1 Приложения N1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014г. N1601 "О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным). Указанная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю) также установлена Постановлением Правительства РФ N191 от 03.04.2003 года, Приказом Минобразования и науки РФ N 2075 от 24.12.2010 года.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 N 781, - периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее
9
выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименования учреждений" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименования учреждений" списка.
В силу ч.2 ст.22 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В силу п.2 Заключительных положений Закона Украины "0б общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09 июля 2003 года N1058-IV назначение и выплата пенсий за выслугу лет осуществляется при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-XII.
Как регламентировано ст.52, п. "е" ст.55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
В Перечень заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N909, включены учителя, руководители кружков, педагоги-организаторы учителя, заместители директоров по воспитательной работе.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N909, работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право
10
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
По смыслу ч.ч.3, 4 ст.30 ФЗ N400-Ф3 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно разъяснениям в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2014 года N620 "Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации" установлено соответствие должности "педагог-организатор" должности "педагог-организатор"; должность "руководитель кружка", установленная Кабинетом Министров Украины, соответствует должности педагог дополнительного образования, установленной в Российской Федерации.
11
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 предусматривалось включение в специальный стаж для назначения пенсии по старости досрочно работы в должности педагога дополнительного образования только в образовательных учреждениях дополнительного образования детей без каких-либо ограничений.
Абзац 3 пункта 3 Правил 1067 предусматривал, что работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела "Наименование учреждений" Списка) засчитывается в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, только в учреждениях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование учреждений", которые должны относиться только к категории учреждений дополнительного образования детей.
В соответствии с Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 14.11.1986 г. N 227, Примерным перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 г. N 280, к внешкольным учреждениям относятся Центр (комплекс) внешкольной работы; детского творчества.
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для значения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии" и п.11 раздела П Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015 (далее Правила
12
N1015) основным документам, подтверждающим периода работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
С учетом вышеуказанных нормативных положений, принимая во внимание то, что в спорные периоды истица работала на территории АР Крым в должностях, дающих право на включение в педагогический стаж работы согласно пенсионному законодательству Украины, - выводы суда первой инстанции о необходимости включения данных периодов работы в специальный стаж истицы являются правильными.
Кроме записей в трудовой книжке период работы истицы с 15.08.1990 г. по 19.10.1992 г. старшей пионервожатой в Тарандинцовской средней школе подтверждается справкой от 15.11.2018 N, выданной Управлением образования исполнительного комитета Лубенского городского совета Полтавской области; справками от 12.07.2017 N, от 03.10.2017 N
N, от 23.11.2018 N, N, от 13.11.2019 N, N, N, выданными Отделом образования молодежи и спорта Лубенской городской администрации Полтавской области.
Кроме того, работа истицы с 15.08.1990 г. по 19.10.1992 г. старшей пионервожатой в Тарандицовской средней школе подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, на основании Примечания 3 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Кабинета Министров от 4 ноября 1993 г. N 909, согласно которому работа по специальности в заведениях, учреждениях и в должностях до 1 января 1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в том
числе в должности старшей пионервожатой, засчитывается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Причем законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение
13
педагогическими работниками (в том числе учителями, руководителями кружков, педагогов-организаторов учителей, заместителей директора), нормы рабочего времени - работы на 1 ставку (18 часов в неделю).
Согласно п.п.2.3, 2.5, 2.7, 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР N 162 от 20.06.1974 г, действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее
неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное
заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Судебная коллегия отмечает, что неточности, имеющиеся в трудовой книжке, не свидетельствует о злоупотреблении, допущенном истцом; не читаемость (плохая читаемость) печати на записях в трудовой книжке, несоответствие наименования работодателя на увольнении не связаны с виной истца; имеет место последовательность записей и отсутствие противоречий в записях спорных периодов работы.
Период работы истицы с 20.10.1992 г. по 21.08.1993 г. педагогом - организатором в средней школе N 10 г. Лубны подтверждается справкой от
14
27.09.2017 N, от 10.07.2017 N, выданной Управлением
образования исполнительного комитета Лубенского городского совета Полтавской области; извлечением из приказа от 20.10.1992г. N Лубенской общеобразовательной школой I-III ступеней N 3 Лубенского горсовета Полтавской области.
Период работы истицы с 04.04.1994г. по 04.01.2000г. учителем русского языка и литературы в средней школе N 5 г. Светловодска (с учетом отпусков по уходу за ребенком) подтверждается справками от 25.07.2017 N, выданной исполнительным комитетом Светловодского горсовета Управления образования Украины; от 24.07.2014, выданной Управлением образования исполнительного комитета Светловодского горсовета; от 06.02.2019 N, выданной Управлением образования исполнительного комитета Светловодского горсовета.
Период работы истицы с 17.01.2000г. по 23.08.2000г. руководителем кружка в ЦДЮТ (в Центре детского и юношеского творчества) подтверждается справками от 12.07.2017 N, N, N, выданными Отделом образования молодежи и спорта Лубенской городской администрации Полтавской области.
Период работы истицы с 23.08.2000г. по 04.02.2002г. учителем предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательной школе N 3 г. Лубны подтверждается справками от 10.07.2017 N, от 06.11.2018 N, выданными Лубенской общеобразовательной школой I-III ступеней N 3 Лубенского горсовета Полтавской области; справкой от 11.07.2017 N, выданной Управлением образования исполнительного комитета Лубенского горсовета.
Период работы истицы с 25.04.2002 г. по 31.08.2003 г. заместителем директора по учебной воспитательной работе и учителем русского языка и зарубежной литературы, предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательной школе I-III ступеней N 20 с украинским языком обучения имени Елены Телеги подтверждается справками от 21.06.2018 N, от 16.08.2018 N от 29.11.2019 N, выданными МБОУ "Школа N20 г. Феодосии Республики Крым".роме того, периоды работы истицы с 15.08.1990г. по 19.10.1992г, с 17.01.2000г. по 23.08.2000г. подтверждены дополнительными справками.
В части включения в специальный стаж истицы периодов обучения на курсах повышения квалификации, семинаре и пребывания в учебных отпусках судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст 121 КЗоТ Украины за откомандированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность).
Работникам, которые направлены в служебную командировку, оплата за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, 15
определенными з трудовом или коллективном договоре, и размер такой выплаты не может быть ниже среднего заработка.
Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 г. N1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Кабинета Министров Украины "О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям с отрывом от производства" от 28.06.1997 года N 695 установлено, что для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки и обучения другим профессиям с отрывом от производства, предоставляются минимальные государственные гарантии, в том числе сохранение средней заработной платы по основному месту работы за время обучения. За учителями и работниками образования, которые направляются на курсы и в институты усовершенствования учителей, сохраняется средняя заработная по каждому месту работы.
Как предусмотрено Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, ст.122 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ, работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, предоставлялись такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время, и было установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 года, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды нахождения работника на
обучении с сохранением места работы и заработной платы в период работы, 16
дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж.
Соответственно, обучение на курсах повышения квалификации, нахождение в учебных отпусках в вышеуказанные периоды осуществлялись с сохранением заработной платы и уплатой взносов на государственное социальное страхование.
Кроме того, в соответствии с пп.7 п.1 ст.48 Федерального закона 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязанностью педагогического работника является повышение профессионального уровня.
Установлено, что истца в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках по своей специальности и в соответствии с функциональными обязанностями по той должности, которую занимала; в данные периоды ей начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в спорные периоды подтверждены документально, что не оспаривается ответчиком.
С учетом положений ст.ст.173, 187 ТК РФ и Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", устанавливающих, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений, - спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж, так как истица находилась на курсах повышения квалификации в соответствии с функциональными обязанностями, установленными в отношении должностей, отнесенных к педагогической деятельности.
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истцы периодов ее отпусков по уходу за детьми.
В соответствии со ст.56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
В соответствии с ч.1 ст.181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно ст.11 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат лица, которые по
17
закону получают, в частности, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Начиная с 01.01.2004 года, время по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста засчитывалось в страховой стаж матери при условии, если лицо ухаживает за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и при условии получения матерью пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (по данным, имеющимся в системе персонифицированного учета).
Время неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком не засчитывается в страховой стаж.
Согласно ч.16 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" положения Закона Украины "О пенсионном обеспечении" применяются в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
Как разъяснено в письме Пенсионного Фонда Украины от 25 июня 2008 года N 10842/02-10, согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", вступившему в силу 01.01.2004 года, в специальный и льготный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет и на льготных условия, засчитывается время ухода работающей матери за ребенком до достижения ребенком трехлетнего или шестилетнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска).
Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года "О внесении
изменений в Кодекс законов о труде РСФСР" введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался
в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за
18
ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Как следует из материалов дела, отпуск по уходу за ребенком после вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" был предоставлен истице работодателем согласно соответствующему приказу, что указано в справке, уточняющей особый характер и условия труда, что подтверждает выплату истице пособия по уходу за детьми в указанный спорный период.
Представитель ответчика в своих пояснениях и в апелляционной жалобе не оспаривал данных обстоятельств.
Принимая во внимание то, что ухудшение пенсионных прав физического лица не допускается, спорные периоды отпусков по уходу за детьми были предоставлены в период действия норм законодательства Украины, предусматривающих включение данных отпусков в специальный стаж, - вышеуказанные периоды подлежит включению в специальный стаж истицы.
Определяя дату, с которой истице подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости, судебная коллегия исходит из того, что по состоянию на 11 декабря 2018 года с учетом стажа, включенного ответчиком (12 лет 07 месяцев 28 дней), принимая во внимание ошибку, допущенную при подсчете стажа (13 лет 5 месяцев 20 дней), и с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж, - совокупный педагогический стаж истицы составляет более 25 лет, что дает истице право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 ФЗ N400-ФЗ.
В связи с изложенным право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в
19
специальный стаж спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления о назначении пенсии по старости, то есть с 11.12.2018 года.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие у истицы педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по возрасту.
Доводы апелляционной жалобы бездоказательны, основаны на неправильном толковании нормативных положений и не содержат ссылки на обстоятельства или доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным, доводы апелляционной жалобы ответчика по существу спора являются несостоятельными.
Учитывая обоснованность выводов суда первой инстанции, их соответствие фактическим обстоятельствам по делу, а также правильное применение судом норм материального права, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции по существу спора.
Одним из доводов апелляционной жалобы является необоснованное взыскание с ответчика государственной пошлины.
Согласно с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Проанализировав материалы по делу, судебная коллегия обращает внимание на то, что судом первой инстанции взысканы расходы истца при подаче искового заявления в суд в виде уплаченной им государственной пошлины в размере 300 руб.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы ответчика в части неправильного взыскания государственной пошлины, поскольку судом в пользу истца взысканы его судебные расходы, от возмещения которых податель апелляционной жалобы в силу нормативного регулирования не освобожден.
В связи с изложенным, принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда города Республики Крым от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.