Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Зигранд" Островского В.П. на вступившие в законную силу постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району N 2109/585-19 от 18.04.2019, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 28.05.2019, решение судьи Мурманского областного суда от 04.09.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Зигранд" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району N 2109/585-19 от 18.04.2019 ООО "Зигранд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 28.05.2019, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 04.09.2019, указанное постановление изменено, размер административного штрафа, назначенного ООО "Зигранд", снижен до 65000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Зигранд" Островский В.П. просит об отмене приведенных актов, возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение правил назначения административного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Зигранд" к административной ответственности) нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Из абзаца четвертого пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" к нарушениям правил осуществления рыболовства относится, в том числе несоблюдение установленных запретов.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. В правилах рыболовства устанавливаются виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В силу норм, содержащихся в пункте 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414, при осуществлении рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается принимать (сдавать) уловы водных биоресурсов без взвешивания или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом и/или поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов. Для учета улова водных биоресурсов допускается применение утвержденных в установленном порядке переводных коэффициентов на рыбную или иную продукцию из водных биоресурсов с точностью до 1 кг.
Из материалов дела следует, что ООО "Зигранд" на судне М-0139 "Ретинское" в период с 01.05.2018 по 03.05.2018 осуществляло рыбопромысловую деятельность по добыче (вылову) краба-стригуна опилио и изготовлению из него продукции - краб-стригун опилио комплекты конечностей в панцире варено-мороженые в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 512018010193ПМ, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 15.02.2018. При этом в нарушение пункта 14.3 Правил рыболовства при изготовлении продукции Обществом был применен переводной коэффициент по утвержденным нормам, срок действия которых истек 01.05.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 25.10.2018 должностным лицом ПУ ФСБ России по западному арктическому району в отношении ООО "Зигранд" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО "Зигранд" к административной ответственности по указанной статье, применив к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что общество, осуществляющее рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, использовало переводные коэффициенты для учета улова водных биоресурсов, не утвержденные в установленном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Зигранд" квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы законного представителя ООО "Зигранд" Островского В.П. о возможности применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по доводам, приведенным в судебных решениях.
Частью 1 статьи 4.4 установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Из материалов дела усматривается, что юридическим лицом допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, нарушены требования пункта 14.3 Правил рыболовства в различных географических координатах, в разное время, в связи с чем общество подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Этот вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей, должностным лицом одновременно.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, в различное время представляет собой самостоятельное правонарушение, вследствие чего вынесение старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району четырех постановлений (NN 2109/564-19, 2109/565-19, 2109/584-19, 2109/585-19) о привлечении к административной ответственности является законным.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание с учетом изменений, внесенных в постановление должностного лица решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска, назначено ООО "Зигранд" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району N 2109/585-19 от 18.04.2019, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 28.05.2019, решение судьи Мурманского областного суда от 04.09.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Зигранд" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Зигранд" Островского В.П. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.