Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Стешовиковой И.Г.
судей Ворониной Э.Н, Шкарупиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гурьевского городского округа Калиниградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда 04 сентября 2019 года по делу N 2-813/2019 по иску ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным постановления администрации Гурьевского городского округа от 04.02.2019 года N 212 "Об отмене постановления администрации Гурьевского городского округа N 3389 от 24.06.2016 года", возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей по Калининградской области- претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" под N 28, заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гурьевского городского округа, в котором просил признать незаконным постановление администрации от 04 февраля 2019 года N 212 "Об отмене постановления администрации Гурьевского городского округа N 3389 от 24 июня 2016 года об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях", возложить на ответчика обязанность восстановить семью составом из 4-х человек, включая ФИО5, ФИО6, ФИО7 в Сводном списке молодых семей по Калининградской области-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" под N 28.
В обоснование исковых требований указал, что 24 июня 2016 года Постановлением администрации Гурьевского городского округа N 3398 "О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях" его семья составом 4 человека: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 включена в участие в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей".
04 февраля 2019 года ответчиком принято постановление N 212 об отмене постановления администрации Гурьевского городского округа N 3398 от 24 июня 2016 года и об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Истец считает постановление ответчика от 04 февраля 2019 года N 212 незаконным, поскольку оно противоречит законодательству Российской Федерации, и им невозможно отменить ранее вынесенное постановление N 3389 от 24 июня 2016 года о признании семьи истца нуждающимися в предоставлении жилья.
Указывает на то, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" его семья полностью отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе рассчитывать на получение такой социальной выплаты.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда 04 сентября 2019 года, решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 мая 2019 года отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с постановлением N3398 от 24.06.2016 года администрации Гурьевского городского округа молодая семья ФИО1 составом 4 человека (ФИО1, ФИО5 (супруга), и их "данные изъяты" дети ФИО6, ФИО7) зарегистрированная по адресу: "адрес", на жилой площади (общей площадью 245 кв.м.), принадлежащей ФИО8, признана нуждающейся в жилых помещениях для принятия участия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Впоследствии молодая семья ФИО1 включена в Сводный муниципальный список участников подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году под N 17, в соответствии с постановлением администрации Гурьевского городского округа от 31.08.2016 года N4923; постановлением от 31.08.2017 года N4067 под N12.
Суд первой инстанции установил, что по договору купли-продажи квартиры от 15.11.2018 года ФИО5 (супруга истца) приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес"А, "адрес", площадью 66, 2 кв.м, стоимостью "данные изъяты", при этом, часть стоимости квартиры в размере "данные изъяты". оплачены покупателем за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных покупателю в соответствии с кредитным договором N81457 от 15.11.2018 года. Вышеназванный договор прошел государственную регистрацию, в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 22.11.2018 года.
28.01.2019 года истец обратился с письменным заявлением в администрацию Гурьевского городского округа о выдаче документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении на дату заключения кредитного договора N81457 от 15.11.2018 года.
По результатам рассмотрения заявления администрацией Гурьевского городского округа издано оспариваемое постановление от 04.02.2019 года N212, в соответствии с которым постановление от 24.06.2016 года о признании семьи ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях отменено. В соответствии с п. 2 вышеназванного постановления семье истца, составом 4 человека отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях для принятия участия в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей".
Основанием для издания оспариваемого постановления от 04.02.2019 года N212 указано на п.2 ч. 1 ст.54 ЖК РФ, в соответствии с которым истцом предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также суд первой инстанции полагал, что оспариваемое постановление администрации Гурьевского городского округа N212 от 04.02.2019 года принято в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации Гурьевского городского округа МО "Гурьевский городской округ" от 30.05.2006 года N 1305, акта приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 05.05.2006 года, ФИО8 является собственником жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
По сведениям из похозяйственной книги N 26 лицевой счет N 245, выданной Территориальным управлением "адрес" Гурьевского городского округа, в спорном жилом помещении зарегистрированы: ФИО9 (не родственник) с 15.09.2009 года, ФИО1 (не родственник) с 26.02.2013 года, ФИО6 (не родственник) с 26.02.2013 года, ФИО7 (не родственник) с 07.05.2015 года, ФИО5 (не родственник) с 17.05.2016 года, ФИО10 (не родственник) с 16.07.2013 года. Заочным решением Гурьевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО9, ФИО1, "данные изъяты" ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО10 признаны не приобретшими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" сняты с регистрационного учета.
При разрешении заявленных требований, суд исходил из того, что ФИО9, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО10, будучи зарегистрированными по адресу: "адрес", фактически в указанный жилой дом не вселялись, совместно с его собственником не проживали, общего хозяйства с ними не вели, членами семьи не являлись, право пользования спорным жилым помещением по иным основаниям не приобрели, каких-либо договоров о порядке пользования данным помещением с собственником не заключали, в связи с чем признал их не приобретшими права пользования спорным жилым помещением и снял с регистрационного учета по данному адресу, т.к. их регистрация по месту жительства по спорному жилому помещению носила формальный характер и не была связана со вселением в него, проживанием и пользованием жилым помещением, принадлежащим на праве собственности ФИО8
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
По смыслу действующего законодательства, наличие субъективного права на признание семьи нуждающейся в жилом помещении подтверждается решением органа местного самоуправления на основании поданного заявления при условии, что на момент его рассмотрения, данная семья соответствует требованиям, установленным ст. 53 ЖК РФ, Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу, что на момент рассмотрения Администрацией Гурьевского городского округа заявления ФИО1 от 28.01.2019 года о признании его семьи нуждающейся в жилых помещениях на дату заключения кредитного договора N81457 от 15.11.2018 года, при наличии вступившего в законную силу заочного решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 20.11.2017 года, семья истца названным требованиям не соответствовала, а поэтому принятое ответчиком постановление от 04.02.2019 года N212, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции, не согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что на момент издания администрацией Гурьевского городского округа постановления N3398 от 24.06.2016 года молодая семья ФИО1, составом семьи 4 человека (он, ФИО5 (супруга), и "данные изъяты" дети ФИО6, ФИО7) на основании предоставленных документов признана нуждающейся в жилых помещениях для принятия участия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы.
Истец и члены его семьи были зарегистрированы по адресу: "адрес", на жилой площади (общей площадью 245 кв.м.), принадлежащей ФИО8, членами семьи собственника жилья не являлись, проживали на основании договора поднайма от 26.02.2016 года.
Иного жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма истец и члены его семьи не имели, т.е. полностью соответствовали требованиям, предусмотренным п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
При этом, молодая семья ФИО13 в установленном порядке включена в Сводный по "адрес" список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Приобретение супругой истца жилого помещения по адресу: "адрес"А, "адрес", с использованием кредитных денежных средств, не являлось основанием для исключения семьи истца из данного списка, и отказа в признании их нуждающимися в жилом помещении.
Таким основанием, по мнению судебной коллегии, не могло являться и решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 20.11.2017 года по иску ФИО11 к семье ФИО13 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, поскольку материалами дела подтверждено, что у семьи истца отсутствует какое-либо жилое помещение на территории Российской Федерации, что свидетельствует о нуждаемости семьи в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что с вынесенным судебным постановлением апелляционной инстанции согласиться нельзя в виду следующего.
Положения п. 1 ст. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В ее состав также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которые установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Так, под. "б" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 (в ред. от 30.12.2017 года) предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с п.7 Правил под нуждающимся в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С 01.01.2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 23.05.2011 года N 2014 утверждена муниципальная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в Гурьевском городском округе в 2015-2020 годах".
Впоследствии постановлениями администрации Гурьевского городского округа от 13.10.2015 года N5106, от 21.03.2016 года N1364, 10.07.2017 года N3073, 29.01.2018 года N175 и 31.10.2018 года N3974 внесены изменения в постановление от 23.05.2011 года N2014.
Так постановлением от 31.10.2018 года N3947 администрации Гурьевского городского округа утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 1.7 вышеназванных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимся в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с решением семьдесят первой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва от 24.12.2015 года N421 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления муниципальной жилой площади на территории Гурьевского городского округа" в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв.м, общей площади на одного человека. Установлена норма предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из материалов дела следует, что семья ФИО13 снята с регистрационного учёта по заочному решению Гурьевского районного суда Калининградской области от 20.11.2017 года, в связи с чем утрачен статус "молодой семьи" и дальнейшие основания для участия в данной программе. Доказательств постоянного проживания семьи в спорном жилом помещении истцом представлено не было.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
В качестве подтверждения нарушений требований к участникам подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" является умышленное указание истцом недостоверных сведений о своей регистрации на территории
Гурьевского городского округа, а именно, в заявлении N318-з от 05.04.2018 года указывается недостоверный адрес.
Вместо фактического: адреса проживания: "адрес"А, "адрес", указывается неверный - "адрес", поскольку по решению Гурьевского районного суда ФИО1 на момент подачи заявления в 2018 году не был зарегистрирован по данному адресу. Данный факт является нарушением п. 6 ст. 56 ЖК РФ, а также требований к участникам программы.
При изменении обстоятельств, влияющих на предоставление социальной выплаты: изменении фамилии в связи с заключением (расторжением) брака, рождением или "данные изъяты" ребёнка, смертью члена семьи, изменением паспортных данных и прочими обстоятельствами ? в срок не позднее 10 рабочих дней с момента наступления изменений и получения соответствующих документов заявитель обязан подать заявление в управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа с приложением копий документов, подтверждающих данные изменения.
Члены семья ФИО13, будучи снятыми с регистрационного учета, не уведомили управление по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа об изменении данных, хотя взяли на себя письменное обязательство в соответствии с п.п. "е" пункта 19. Приложения N1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ" молодая семья должна предоставить документ, подтверждающий, что на момент заключения кредитного договора семья признана нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что семья ФИО13 была снята с регистрационного учета по решению Гурьевского районного суда, поскольку права пользования жилым помещением по спорному адресу не приобрела, доказательств постоянного проживания семьи по указанному адресу не представлено, обязательства по сообщению об изменении данных, существовавших на момент принятия семьи на учет, истцами не исполнены, то Администрация Гурьевского городского совета вправе принять решение об отмене постановления о постановке на учет семьи ФИО13, как нуждающихся в жилых помещениях.
Оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах компетенции городского совета.
Тот факт, что в настоящее время семья ФИО13 вновь зарегистрировалась по спорному адресу, не свидетельствует о приобретении права пользования указанным домом, учитывая, что ФИО5 приобрела в собственность квартиру в "адрес"А, "адрес".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имелось.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 04 сентября 2019 года подлежит отмене.
Принимая о внимание, что установление новых обстоятельств по делу не требуется, решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 мая 2019 года подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда 04 сентября 2019 года отменить.
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 мая 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.