Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 г. по делу N 16-105/2020-
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Бельских Е.В., действующего по доверенности в интересах Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", на постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2019 года, вынесенные в отношении Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30 января 2019 года постановление должностного лица изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Защитник Ашурбеков Н.М, действуя на основании доверенности в интересах ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", обратился на указанные постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года и решение судьи районного суда от 30 января 2019 года с жалобой в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.9 -30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2019 года решение судьи Кировского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 30 января 2019 года отменено, дело об административном правонарушении возращено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения жалобы на постановление должностного лица от 18 декабря 2018 года решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2019 года, постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года изменено, назначенное наказание ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в виде административного штрафа снижено до 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бельских Е.В. просит отменить постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года и решение судьи Кировского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2019 года, вынесенные в отношении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан от 12 октября 2018 года N 5/12-1034-18-ОБ в отношении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" проведена проверка соблюдения трудового законодательства по вопросу обращения работников стрелковой команды ст. Каягент Махачкалинского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации". В рамках проверки выявлено, что в нарушение статьи 106 Трудового кодекса Российской Федерации у стрелков стрелковой команды ст. Каягент в рабочее время, подлежащее оплате, не включены время отдыха и приема пищи, в результате чего рабочее время, подлежащее оплате составляет 22 часа, при фактическом продолжении смены 24 часа.
Эти нарушения зафиксированные в акте проверки от 16 ноября 2018 года N 5/12-1034-18-1 послужили основанием для составления в отношении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 3 декабря 2018 года протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица от 18 декабря 2018 года N 5/12-1034-18-8 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судебные инстанции с указанными выводами надзорного органа согласились, сочтя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" подлежащим к привлечению к административной ответственности на основании части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, выводы в обжалуемых актах не учитывают следующее.
Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В силу части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.
Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 июня 2009 года N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников ведомственной охраны утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно приказу N К-10/85 от 20 февраля 2012 года утверждены Правила внутреннего трудового распорядка ФГП ВО ЖДТ России, в соответствии с пунктом 5.4 которых в течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв (перерывы) для отдыха и питания, а также дополнительные перерывы для отдыха. В стрелковых командах (группах) всех наименований, пожарных поездах (командах) при суточных графиках работы караулов руководитель структурного подразделения филиала своим приказом, согласованным с профсоюзным комитетом и доведенным под роспись до сведения работников, определяет посты, где по условиям работы начальник отделения (караула) может предоставить в дневное или ночное время работнику в течение всей рабочей смены дополнительный перерыв для сна не более двух часов в специально оборудованном помещении, который не включается в рабочее время.
Приказом N 804 от 28 декабря 2017 года начальника Махачкалинского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Северо-Кавказской железной дороге" "Об определении перечня постов в стрелковых командах всех наименований, с подменной или без подмены работников постов на время перерыва для приема и пищи" стрелковая команда ст. Каягент включена в перечень постов, где нет возможности предоставить работникам время для приема пищи и отдыха с правом использования его по своему усмотрению.
Вместе с тем, пункт 2 названного приказа N 804 от 28 декабря 2017 года предусматривает предоставление работнику в дневное или ночное время в течение рабочей смены дополнительного перерыва для сна в специально оборудованном помещении. При этом указанный перерыв в рабочее время не включается. Стрелковая команда на ст. Каягент включена в перечень таких постов, комнатой отдыха посты оборудованы, следовательно довод жалобы о предоставлении работникам поста перерыва для сна в течение смены подтверждается.
Согласно части 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, в связи с чем ссылка должностного лица государственной инспекции труда на часть 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время, является ошибочной.
Таким образом, исходя из нормативных положений, выводы должностного лица и судебных инстанций о неполной выплате заработной платы, необходимости установления для сотрудников (работников) ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" рабочей смены продолжительностью 24 часа с включением времени перерывов для сна в рабочее время, подлежащее оплате, признается неправомерными.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При этом, поскольку в рамках настоящей жалобы, состоявшиеся по делу постановление Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2019 года, состоявшиеся в отношении ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаны незаконными и подлежат отмене, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2019 года и решение судьи Кировского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 30 января 2019 года в силу предоставленных частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поллномочий также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявленное ходатайство о восстановлении срока обжалования разрешению не подлежит, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Бельских Екатерины Валерьевны удовлетворить.
Постановление N 5/12-1034-18-8 от 18 декабря 2018 года, вынесенное главным государственным инспектором труда в Республике Дагестан, решение судьи Кировского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2019 года, состоявшиеся в отношении Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Магомедов Я.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.