Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2020 г. по делу N 16-174/2020-
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики Байрамукова К.Х. на вступившие в законную силу постановление судьи Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 февраля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 апреля 2019 года, вынесенные в отношении Администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачево-Черкесской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 апреля 2019 года, администрация Усть-Джегутинского городского поселения Карачево-Черкесской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация) Байрамуков К.Х. просит отменить судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 22 ноября 2018 года в 11 часов администрацией Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики не выполнены требования пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 и пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", по обеспечению безопасности дорожного движения в районе домов 3 и 4 микрорайона Московская, на указанном участке допущено наличие отдельных дефектов дороги в виде выбоин с максимальными размерами: 63 см по длине, 12 см по глубине; 83 см по длине, 7 см по глубине; 50 см по длине, 8 см по глубине; 50 см по длине, 16 см по глубине.
Изложенные выше нарушения послужили основанием для привлечения администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики судьей районного суда к административной ответственности за совершение предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики с выводами судьи районного суда согласился.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда вышеприведенные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики были нарушены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики согласился с выводом судьи районного суда о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что администрация в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 12, 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязана осуществлять контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Вместе с тем такой вывод судьи районного суда является преждевременным, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на администрацию сельского поселения возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
К вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом N 131-ФЗ (часть 1).
Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ включает в себя такой вопрос местного значения, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ может быть отнесено к полномочиям сельских поселений при заключении органом местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче части своих полномочий сельскому поселению.
Доказательств заключения соглашения между органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района и городским поселением о передаче городскому поселению части полномочий муниципального района на основании части 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе полномочий в области осуществления дорожной деятельности и использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, материалы дела не содержат.
В нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительные доказательства в подтверждение установленных судьей районного суда обстоятельств дела, доказательства принятия администрацией всех возможных мер для выполнения возложенных обязанностей, судьей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики не истребованы, доводы жалобы в полном объеме не проверены.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в ходе производства по настоящему делу судьей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики не были выполнены требования статей 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Указанные нарушения являются существенными, не могут быть устранены в рамках рассмотрения настоящей жалобы, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, предпринять меры, позволяющие установить все юридически значимые обстоятельства и проверить доводы лица, после чего в соответствии с требованиями законодательства вынести по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики Байрамукова К.Х. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 апреля 2019 г, вынесенное в отношении Администрации Усть-Джегутинского городского поселения Карачево-Черкесской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
судья районного суда Хачиров З.Б.
судья Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Аслануков А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.