Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 апреля 2020 г. по делу N 16-183/2020-
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина Василия Николаевича на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Труновского района Ставропольского края от 15 августа 2019 года, вынесенное в отношении главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина Василия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Труновского района Ставропольского края от 15 августа 2019 года глава администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришин В.Н. просит отменить обжалуемый судебный акт, считая его незаконным, и прекратить производство по делу.
Прокурор Труновского района Ставропольского края, извещенный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как следует из материалов дела, в результате оперативно-розыскных мероприятий должностными лицами отделения в г. Изобильный УФСБ России по Ставропольскому краю установлено, что 10 января 2018 года глава администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришин В.Н. допустил неоприходование в кассу администрации денежных средств в размере 53760 рублей, полученных им от платных услуг, оказанных МКУКиС "Донской культурно-спортивный комплекс".
30 апреля 2019 года по данному факту прокурором Труновского района Ставропольского края возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина В.Н.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Аришина В.Н. постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Труновского района Ставропольского края от 15 августа 2019 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Признавая Аришина В.Н. виновным в совершении вменяемого правонарушения, мировой судья исходил из того, что рассматриваемое правонарушение связано с нарушением бюджетного законодательства.
Между тем выводы, изложенные в обжалуемом акте, не учитывают следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денежных средств - неоприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.
Порядок оформления кассовых операций (приема, хранения и расхода наличных денежных средств и денежных документов) и обращения с наличными деньгами определяет указание Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Таким образом, неоприходование в кассу денежной наличности является нарушением порядка ведения кассовых операций, а не норм бюджетного законодательства, как указано мировым судьей.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца. В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм мировой судья судебного участка N 1 Труновского района Ставропольского края, рассмотрев 15 августа 2019 года настоящее дело об административном правонарушении, признал Аришина В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пределами срока давности привлечения его к административной ответственности.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу постановление мирового судьи признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление мирового судьи о привлечении главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина В.Н. к административной ответственности подлежит отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина Василия Николаевича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Труновского района Ставропольского края от 15 августа 2019 года, вынесенное в отношении главы администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края Аришина Василия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
мировой судья Строганов С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.