Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова М.А. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан об определении размера пенсии, взыскании невыплаченной суммы пенсии
по кассационной жалобе Ахмедова М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения Ахмедова М.А, поддержавшего кассационную жалобу, с использованием видеоконференц-связи при содействии Сергокалинского районного суда Республики Дагестан, судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахмедов М.А. обратился в суд с иском к ГУ - ОПФР по РД о возложении обязанности определить расчетный размер трудовой пенсии, исходя из общего стажа работы и среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы с применением пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", взыскании невыплаченной пенсии за период с 15 января 2007 года по 31 марта 2019 года в сумме 462903 рубля 04 копейки.
Обращаясь в суд, Ахмедов М.А. указал, что он является пенсионером по старости с 15 января 2007 года. При оценке его пенсионных прав на 1 января 2002 года исчисление расчетного размера трудовой пенсии произведено без учета размера среднемесячной зарплаты. Для него выгодным вариантом является порядок, установленный пунктом 6 статьи 30 указанного Федерального закона N 173-ФЗ. Однако пенсионный орган отказал в применении нормы пункта 6 статьи 30 указанного закона, сославшись на возможность её применения в отношении пенсионеров, ушедших на пенсию до 1 января 2002 года. Истец считает, что отказ пенсионного органа противоречит норме пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ. Стаж работы в календарном исчислении по состоянию на 1 января 2002 года составляет 35 лет, среднемесячная заработная плата за 2000 - 2001 годы составляет 2620 рублей. Расчетный размер трудовой пенсии, исчисленный пенсионным фондом по состоянию на 1 января 2002 года по пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 173 - ФЗ, составляет 1303 рубля 38 копеек (0, 65 х 1, 2 х 1671). Расчетный размер трудовой пенсии, исчисленный в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, составляет 1703 рубля (0, 65 х 2620). При оценке пенсионных прав, расчетный размер трудовой пенсии пенсионным органом исчислен по невыгодной истцу формуле. В результате, по вине пенсионного органа истец недополучил пенсию с 15 января 2007 года по 31 марта 2019 года в сумме 462903 рубля 04 копейки.
Решением Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 14 июня 2019 года постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии Ахмедова М.А. в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы.
В остальной части в удовлетворении иска Ахмедова М.А. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2019 года решение суда первой инстанции в части возложения обязательства на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии Ахмедова М.А. в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы, отменено и в этой части принято новое решение.
В удовлетворении искового заявления Ахмедова М.А. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о возложении обязательства на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан произвести определение трудовой пенсии Ахмедову М.А. в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего стажа его работы и среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы, отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ахмедова М.А, с учетом дополнений к ней, ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с учетом трудового стажа в календарном порядке без включения в стаж периодов учебы, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, с включением в стаж периодов обучения, кратного исчисления отдельных периодов стажа, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке пункта 3 данной статьи определяется исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации и учету подлежит только общий трудовой стаж до 1 января 2002 года, в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды. При этом указанная норма Федерального закона не предусматривает включение в расчет периодов учебы и работы во время Великой Отечественной Войны в двойном размере. Включение таких расчетных условий предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
Расчет трудовой пенсии в порядке пункта 4 статьи 30 предусматривает только стажевой коэффициент и среднемесячный заработок застрахованного лица и в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета пенсии. Однако при расчете пенсии в порядке пункта 4 статьи 30 Федерального закона действует механизм ограничения размера пенсии путем установления ее максимального уровня или путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
В указанной правовой норме закреплено, что расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Пункт 6 статьи 30 Федерального закона применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, которым на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в подпункте 6 пункта 28 постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона следует иметь в виду, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Как установлено судом, Ахмедов М.Х. является пенсионером по старости с 15 января 2007 года.
Отказывая в удовлетворении требования Ахмедова М.А. о перерасчете размера пенсии, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что исчисление размера пенсии пенсионным органом произведено в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по наиболее выгодному варианту, в соответствии с которым расчетный размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года составил 1303 рубля 78 копеек, тогда как при конвертации пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 указанного Закона предусмотрено ограничение расчетного размера пенсии суммой 555 рублей 96 копеек.
Оснований сомневаться в правильности расчета размера пенсии не имеется. Каких-либо допустимых доказательств, указывающих на неправильное исчисление размера пенсии, истцом в суд не предоставлено.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое апелляционное определение соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не содержит нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела.
Довод кассационной жалобы о том, что, согласно статье 37 Федерального закона N 213 - ФЗ от 24 июля 2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подпункту 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пенсионный орган обязан определить расчетный размер трудовой пенсии с применением положения пункта 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2010 года, установленного до этой даты, основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца сводятся к изложению своей позиции по делу, собственному толкованию пенсионного законодательства и оценке доказательств и установленных обстоятельств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
Довод кассатора об оставлении решения суда первой инстанции в силе отклоняется, поскольку суд не привел в решении мотивы на основании которых трудовая пенсия истца подлежит перерасчету с применением пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Иные доводы кассационной жалобы истца основанием к отмене апелляционного определения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 18 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмедова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.