Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Астаховой И.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) от 27 февраля 2019 года, решение судьи Чеховского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2019 года, вынесенные в отношении Астаховой И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области от 27 февраля 2019 года Астахова И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб..
Решением судьи Чеховского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Московского областного суда от 20 августа 2019 года, поименованным определением, состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Астахова И.Н. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения Главы городского округа Чехов от 20 сентября 2018 года N 0341-р должностными лицами администрации городского округа Чехов проведена проверка соблюдения Астаховой И.Н. земельного законодательства.
По результатам проведенной проверки 16 ноября 2018 года составлен акт (л.д.51-53), согласно которому Астаховой И.Н. принадлежит 4/5 доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1650 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"
При проведении обмера границ используемого Астаховой И.Н. земельного участка его фактическая площадь составила 1902 кв.м... При этом правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на часть земельного участка площадью 252 кв.м. Астаховой И.Н. представлены не были.
21 ноября 2018 года администрацией городского округа Чехов материалы проверки представлены в Управление Росреестра по Московской области (л.д.39).
По результатам рассмотрения указанных материалов 20 декабря 2018 года начальник отдела государственного земельного надзора - заместитель главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель установилдостаточно данных, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем принял решение о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.37).
Выявленные в рамках указанной проверки обстоятельства послужили основанием для составления 5 февраля 2019 года протокола об административном правонарушении и вынесения 27 февраля 2019 года постановления о привлечении Астаховой И.Н. к административной ответственности, установленной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, поданную Астаховой И.Н. на постановление в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Судья областного суда с состоявшимися по делу актами согласился.
Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении акты законными признать нельзя.
Административные правонарушения, предусмотренные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на порядок в области охраны собственности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения составляет два месяца.
Из содержания части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Вмененное Астаховой И.Н. административное правонарушение является длящимся, срок давности по нему начинает течь в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения 27 февраля 2019 года должностным лицом постановления о назначении административного наказания срок давности привлечения Астаховой И.Н. к административной ответственности истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела эти обстоятельства и указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом административного органа во внимание приняты не были. Постановление о назначении Астаховой И.Н. административного наказания вынесено 27 февраля 2019 года за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении жалоб Астаховой И.Н. допущенное должностным лицом административного органа нарушение судебными инстанциями не устранено.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области от 27 февраля 2019 года, решение судьи Чеховского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2019 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Астаховой И.Н. удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 февраля 2019 года, решение судьи Чеховского городского суда Московской области от 21 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2019 года, вынесенные в отношении Астаховой И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.