Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьминой О.Н, судей: Романовой С.А. и Ванина В.В, при секретаре Паськовой К.С, с участием:
прокурора Елистратовой А.В, осужденного Голышева А.А, посредством системы видеоконференц-связи, защитника осужденного Тихонова А.А. - адвоката ФИО1, предоставившего удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Брыкова ФИО10, поданной в интересах осужденного Тихонова ФИО11, на приговор Ленинского районного суда г. Саратова от 11 февраля 2019 года.
По приговору Ленинского районного суда г. Саратова от 11 февраля 2019 года
Тихонов ФИО12, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" АССР, гражданин РФ, зарегистрированный и проживающий по адресу: "адрес", неработающий, холостой, несудимый, осужден по ч. 3 ст. 30, пп. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Тихонову А.А. изменена с домашнего ареста на заключение под стражу, срок наказания исчислен с 11 февраля 2019 года.
В соответствии со ст. 72 УК РФ зачтено время его фактического задержания и время нахождения под домашним арестом с 27 февраля 2018 года по 13 июля 2018 года включительно из расчета один день задержания и нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы, время нахождения под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года включительно из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы и время содержания под стражей с 11 февраля 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Голышев ФИО13, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, зарегистрированный и проживающий по адресу: "адрес", неработающий, холостой, несудимый, осужден по:
ч. 3 ст. 30, пп. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим назначено окончательное наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Голышеву А.А. изменена с домашнего ареста на заключение под стражу, срок наказания исчислен с 11 февраля 2019 года.
В соответствии со ст. 72 УК РФ зачтено время его фактического задержания и время нахождения под домашним арестом с 27 февраля 2018 года по 13 июля 2018 года включительно из расчета один день задержания и нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы, время нахождения под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года включительно из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы и время содержания под стражей с 11 февраля 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Разрешена судьба вещественных доказательств по делу.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Дело в отношении Голышева А.А. в кассационном порядке рассматривается в соответствии с ч.2 ст. 401.16 УПК РФ.
В кассационной жалобе адвокат Брыков Н.Г, действующий в интересах осужденного Тихонова А.А, не оспаривая фактические обстоятельства дела, виновность в содеянном и квалификацию действий подзащитного, выражает несогласие с судебными решениями в части зачета в срок наказания времени нахождения его под домашним арестом. Ссылаясь на ст. 10 УК РФ, указывает, что положения ч. 3.4 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 3 июля 2018 года N186-ФЗ) ухудшают положение Тихонова А.А. и не должны были применяться к нему, поскольку преступление им было совершено до вступления данного закона в силу, то есть до 14 июля 2018 года. Просит приговор изменить и зачесть в срок наказания время нахождения Тихонова А.А. под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года включительно из расчета один день домашнего ареста за один день лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Романовой С.А, изложившей обстоятельства дела и содержание судебного решения, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление защитника осужденного Тихонова А.А. - адвоката Брыкова Н.Г. и осужденного Голышева А.А, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора Елистратовой А.В, полагавшей кассационную жалобу удовлетворить, судебная коллегия
установила:
приговором суда ФИО2 и ФИО3 признаны виновными в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере, а осужденный ФИО3 также признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представлений суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
На основании ч. 2 ст. 401.16 УПК РФ, если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а кассационные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, суд кассационной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.
Виновность осужденного Тихонова А.А. в совершении преступления, а также виновность Голышева А.А. в совершении двух преступлений объективно подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, содержание которых подробно приведено в приговоре, в том числе показаниями осужденных Тихонова А.А. и Голышева А.А, признавших вину в полном объеме, показаниями свидетелей, протоколами личного досмотра, осмотра места происшествия, предметов, справками об исследовании, заключениями физико-химических экспертиз, иными письменными и вещественными доказательствами, собранными с соблюдением требований ст. 86 УПК РФ.
Всем исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для рассмотрения уголовного дела, указав, почему принимает их в качестве доказательств виновности осужденных.
Каких-либо неясностей или противоречий в содержании приведенных в приговоре доказательств, которые бы порождали сомнения в виновности осужденных Тихонова А.А. и Голышева А.А. и требовали бы истолкования в их пользу, не имеется.
Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены полно и объективно.
Постановленный в отношении Тихонова А.А. и Голышев А.А. приговор содержит, как того требует уголовно-процессуальный закон, описание преступных деяний, признанных судом доказанными, а также все необходимые сведения о месте, времени и способе их совершения, форме вины, мотивах и целях, иных данных, позволяющих судить о событии преступлений, причастности к ним осужденных и их виновности в содеянном.
Выводы суда являются мотивированными, как в части доказанности вины осужденных Тихонова А.А. и Голышева А.А, так и в части квалификации их действий, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах. Эти выводы сомнений не вызывают.
При назначении Тихонову А.А. и Голышеву А.А наказания суд, в соответствии со ст.ст. 6 и 60 УК РФ в полной мере учел характер и степень общественной опасности содеянного, личность осужденных, обстоятельства по делу, роль каждого в совершении преступления, смягчающие и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на их исправление и условия жизни их семьи.
Оснований для применения ст. 64 и ст. 73 УК РФ, а также для изменения категории совершенного преступления в соответствии с ч.6 ст. 15 УК РФ суд не усмотрел, надлежаще мотивировав в приговоре свои выводы. Вид исправительного учреждения для отбывания наказания осужденным определен верно.
Назначенное Тихонову А.А. и Голышеву А.А наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Вместе с тем, по настоящему уголовному делу допущены существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела, которые в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ являются основанием для изменения состоявшегося судебного решения.
Согласно ч. 3 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ), ч. 10 ст. 109 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ), время содержания лица под домашним арестом до судебного разбирательства засчитывалось в сроки лишения свободы из расчета один день за один день.
Федеральным законом от 3 июля 2018 года N186-ФЗ, который вступил в законную силу 14 июля 2018 года, ст. 72 УК РФ дополнена частью 3.4, согласно которой время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.
Таким образом, правила ч. 3.4 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N186-ФЗ, предусматривая зачет домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы, ухудшают положение лица, которому в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) время содержания под домашним арестом до судебного разбирательства засчитывалось в сроки лишения свободы из расчета один день за один день.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, время нахождения под домашним арестом лицу, совершившему преступление до 14 июля 2018 года, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе и в случае избрания или продолжения применения этой меры пресечения после указанной даты.
Однако Тихонову А.А. и Голышеву А.А, совершившим преступления в период с декабря 2017 года до 1 марта 2018 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 3 июля 2018 года N186-ФЗ, при зачете в срок наказания времени нахождения под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года были применены правила исчисления срока наказания, ухудшающие положение осужденных, в связи с чем приговор в этой части подлежит изменению.
Мера пресечения в виде домашнего ареста Тихонову А.А. избрана судом со 2 марта 2018 года, Голышеву А.А. - с 1 марта 2018 года.
Учитывая положения ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N186-ФЗ о зачете в срок лишения свободы времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу, началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу, а не день его вынесения, как указано в обжалуемом приговоре, в связи с чем приговор в этой части также подлежит изменению. Приговор в отношении Тихонова А.А. и Голышева А.А. вступил в законную силу 26 февраля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу адвоката Брыкова ФИО14, поданную в интересах осужденного Тихонова ФИО15, удовлетворить.
Приговор Ленинского районного суда г. Саратова от 11 февраля 2019 года в отношении Тихонова ФИО16 и Голышева ФИО17 изменить:
срок наказания Тихонову ФИО18 и Голышеву ФИО19 исчислять со дня вступления приговора в законную силу, то есть с 26 февраля 2019 года;
зачесть Тихонову ФИО20 в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) в срок наказания время нахождения под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года из расчета один день задержания и нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы;
зачесть Голышеву ФИО21 в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) в срок наказания время нахождения под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 10 февраля 2019 года из расчета один день задержания и нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
В остальном этот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.