Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунова Г.В. на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 28 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 13 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова Г.В. к Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным ответа от 26 июня 2019 года N, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горбунов Г.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным ответ начальника управления кадров ФСИН России от 26 июня 2019 года N N, возложить обязанность на заместителя директора ФСИН России обеспечить контроль за деятельностью правового управления ФСИН России при рассмотрении жалоб. Требования обоснованы тем, что 27 мая 2019 года в адрес ФСИН России была направлена жалоба на ответ временно исполняющего обязанности начальника правового управления ФСИН России от 25 июля 2018 года, в которой просил привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения пунктов 10.2, 12.5 приказа ФСИН России от 19 мая 2008 года N 245 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний". Жалоба была рассмотрена начальником управления кадров ФСИН России, что, по его мнению, является неправомерным, в связи с отсутствием у данного должностного лица полномочий на ее рассмотрение.
Решением Октябрьского районного суда города Липецка от 28 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 13 января 2020 года, в удовлетворении административных требований Горбунова Г.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 марта 2020 года через Октябрьский районный суд города Липецка, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 26 марта 2020 года, Горбунов Г.В. просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении административных требований. Указывает, что административным ответчиком проигнорированы требования пунктов 181-200 приказа ФСИН России от 10 августа 2011 года N 463, выразившимся в незаведении контрольной карточки, ответ дан неправомочным лицом, так как начальник правового управления и начальник управления кадров имеют равнозначное отношение в служебной деятельности.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ФСИН России просит кассационную жалобу отклонить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Горбуновым Г.В. на имя заместителя директора ФСИН России была подана жалоба от 27 мая 2019 года, о ненадлежащем, по его мнению, рассмотрении его обращения временно исполняющим обязанности начальника правового управления ФСИН России Смирновым В.Г. в ответе от 25 июля 2018 года, непринятии мер по исполнению решения суда от 26 февраля 2018 года, в которой поставлен вопрос о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности.
26 июня 2019 года на данную жалобу начальником управления кадров ФСИН России дан ответ, согласно которому по результатам проверочных мероприятий сведения о несоблюдении отдельными должностными лицами ФСИН России требований закона, подтверждения не нашли. Доведена информация о том, что удержание денежных средств по исполнительному листу N по делу N не произведено, поскольку указанный документ в ФСИН России не поступал.
Отказывая в удовлетворении административных требований Горбунова Г.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответ на обращение административного истца дан уполномоченным органом и уполномоченным лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства. В заявлении Горбунова Г.В. от 27 мая 2019 года ставился вопрос о дисциплинарной ответственности временно исполняющего обязанности начальника правового управления ФСИН России в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, которое правомерно рассмотрено начальником управления кадров ФСИН России. Согласно Положению об управлении кадров Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 25 января 2018 года N, проведение служебных проверок, как и рассмотрение обращений по данному вопросу, отнесено к компетенции управления кадров ФСИН России, начальник которого наделен соответствующим полномочиями.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314), ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с Регламентом Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным приказом от 19 мая 2006 года N 245, структура центрального аппарата ФСИН России включает в себя руководство и 18 управлений по основным вопросам деятельности ФСИН России (пункт 1.8).
Сферы деятельности и компетенция структурного подразделения определяются в положении об этом подразделении, утверждаемом директором (пункт 1.9).
Как определено пунктом 1.19 Регламента, начальник структурного подразделения, в частности, обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций (подпункт "е").
Согласно Положению об управлении кадров Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N, управление кадров является структурным подразделением ФСИН России, к функциям которого относится, в том числе проведение служебных проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9.18); рассмотрение поступающих в ФСИН России обращений граждан, в том числе осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, обеспечение контроля за своевременностью их рассмотрения (п. 9.22); Управление осуществляет проведение служебных проверок в отношении гражданских служащих (п. 16.27); организует рассмотрение случаев нарушения служебной дисциплины сотрудниками и гражданскими служащими ФСИН России, осуществление служебных проверок в отношении сотрудников УИС (п. 18.20), рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах компетенции Управления (п. 18.35). При осуществлении своих должностных полномочий начальник Управления обязан обеспечивать рассмотрение поступивших в ФСИН России обращений граждан, в том числе осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проектов актов и других служебных документов, подписывать ответы на них (п. 19.5), осуществлять личный прием граждан, рассматривать их письменные и устные предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и организовывать в установленном порядке проведение проверок по обращениям (п. 19.19), контролировать порядок проведения служебных проверок, вносить предложения руководству ФСИН России о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
При возникновении в ходе служебной проверки вопросов, относящихся к компетенции подразделений собственной безопасности ФСИН России, направлять материалы для дальнейшей проверки в управление собственной безопасности ФСИН России (п. 19.28). В целях реализации своих полномочий начальник Управления имеет право: запрашивать и получать из структурных подразделений ФСИН России материалы и информацию о вопросах, отнесенных к его компетенции (п. 20.1).
Учитывая изложенные выше обстоятельства и нормы права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит правильным вывод судов об отказе Горбунову Г.В. в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Октябрьского районного суда города Липецка от 28 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 13 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горбунова Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.