Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Орловская генерация" (далее - ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация") на решение Советского районного суда города Орла от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Орловская генерация" к Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, объяснения представителя ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" - Ефимовой С.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнения представителей Правительства Орловской области Бондаревой Ж.В. и департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афониной С.В. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" обратилось в суд с административным иском к Правительству Орловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жителей города Орла; возложении на Правительство Орловской области обязанности утвердить норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жителей города Орла в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.
Решением Советского районного суда города Орла от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 октября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" 17 февраля 2020 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 27 февраля 2020 года), ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, поскольку судами неправильно применены нормы материального права.
Доводы жалобы ее автор мотивирует тем, что ввиду отсутствия норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, ни один из способов расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" не будет являться законным; отсутствие установленного в соответствующем порядке норматива расходы тепловой энергии, используемого на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, приводит к нарушению прав лиц, в том числе и административного истца, которые обязаны использовать в расчетах указанную величину.
Кроме того, указывает, что суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, основывались на постановлении Правительства Орловской области от 23 декабря 2016 года N 518 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области", согласно которому решение об установлении норматива тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно быть принято не позднее 1 ноября 2019 года. Однако на момент подачи настоящей кассационной жалобы спорный норматив не утвержден, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Также судами не рассмотрен довод заявителя о бездействии административного ответчика по п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, которым утверждены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", постановления Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 466 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Энергоэффективность и развитие энергетики в Орловской области", постановления Правительства Орловской области от 23 декабря 2016 года N 518 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области", пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
По делу установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 466 утверждена государственная программа Орловской области "Энергоэффективность и развитие энергетики в Орловской области".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1380 принято постановление Правительства Орловской области от 23 декабря 2016 года N 518 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области".
В соответствии с утвержденным планом мероприятий по поэтапному переходу к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных названным Постановлением, сбор информации у ресурсоснабжающих организаций для расчета норматива тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится не позднее 1 августа 2019 года, решение об установлении норматива тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно быть принято не позднее 1 ноября 2019 года
В соответствии с положением о Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент), утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года N 425, Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики и энергосбережения.
Судами установлено, что Департаментом произведен предварительный расчет норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и подготовлен проект постановления Правительства Орловской области об утверждении данного норматива.
Департаментом совместно с Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области осуществляется корректировка значений предварительно рассчитанных нормативов в разрезе муниципальных образований Орловской области на основе представленных теплоснабжающими организациями данных.
Кроме того, отмечено, что в настоящее время заместителем Председателя Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий от 22 февраля 2019 года N 1567п-П9, направленных на доработку принципов расчета и применения тарифов на горячую воду и поэтапное доведение норматива на подогрев до уровня, отвечающего требованиям нормативных правовых актов.
В соответствии с названным Планом во втором квартале 2019 года Правительством Российской Федерации будут осуществляться мероприятия по приведению в соответствие нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в части расхода тепловой энергии на подогрев воды, а именно, будут внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, в части определения единого порядка расчета норматива на подогрев для применения в расчетах с использованием одно- и двухкомпонентного тарифа. После чего, в третьем квартале 2019 года в субъекты Российской Федерации будут направлены рекомендации о необходимости разработки и утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации графика поэтапного доведения норматива на подогрев до уровня, отвечающего требованиям принятых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов. Последним этапом плана (четвертый квартал 2019 года) будет являться утверждение субъектами Российской Федерации нормативов на подогрев.
Исходя из того, что срок, установленный в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по поэтапному переходу к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Орловской области от 23 декабря 2016 года N 518 не наступил, и, принимая во внимание, что в настоящее время ведутся работы по разработке и утверждению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жителей города Орла, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны Правительства Орловской области допущенного бездействия.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Кроме того, установив, что со стороны Правительства Орловской области какого-либо бездействия допущено не было, суды, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно указали об отсутствии в рассматриваемом случае нарушений прав и законных интересов ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация", которому отсутствие нормативов не препятствует проведению начислений платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Указанные выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам представителя ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких данных, приведенные выше обжалуемые судебные решения сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Орловская генерация" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.