Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Московского района города Нижнего Новгорода на решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Большакова П.Н. к администрации Московского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе во включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большаков П.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации Московского района города Нижнего Новгорода от 28 мая 2019 года об отказе во включении в районный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Требования обоснованы тем, что решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ФИО5 лишена родительских прав в отношении шестерых несовершеннолетних детей, в том числе Большакова П.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передав его органам опеки и попечительства. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ N "О приемной семье", заключенным между ФИО6 и администрацией "адрес", действующим по ДД.ММ.ГГГГ, администрация передала приемного ребенка Большакова П.Н. на воспитание ФИО6 По дополнительному соглашению к договору "О приемной семье" от ДД.ММ.ГГГГ N срок договора от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 в администрацию "адрес" было подано заявление о принятии Большакова П.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "детей, оставшихся без попечения родителей", однако распоряжением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Большакову П.Н. во внесении в районный список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования городского округа Нижнего Новгорода отказано, в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства на территории "адрес".
Большаков П.Н. полагал, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным, поскольку все необходимые доказательства, подтверждающие проживание Большакова П.Н. на территории "адрес" были предоставлены, а следовательно, имел право на внесение его в районный список детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 декабря 2019 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 25 февраля 2020 года через Московский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 4 марта 2020 года, администрация Московского района города Нижнего Новгорода просит отменить состоявшиеся судебные акты и в удовлетворении требований отказать. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что Большаков П.Н. не лишен права состоять в списке детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением и включен в указанный список на территории "адрес" по месту регистрации.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Большаков П.Н. просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением "данные изъяты" (дело N), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 лишена родительских прав в отношении шестерых несовершеннолетних детей, в том числе Большакова П.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который передан органам опеки и попечительства "адрес".
Согласно справке Территориального управления "адрес" ГГУ социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, Большаков П.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа Территориального управления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п о гарантии предоставления жилого помещения, Большаков П.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Между ФИО6 и администрацией "адрес" заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ N "О приемной семье", в соответствии с условиями которого администрация передала приемного ребенка Большакова П.Н. на воспитание ФИО6
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ "О приемной семье", заключенного между ФИО6 и администрацией "адрес" продлен по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.3 договора "О приемной семье", приемный родитель обязан совместно проживать с приемным ребенком, поставить его на регистрационный учет по месту жительства.
Распоряжением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р над несовершеннолетним Большаковым П.Н. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Большакова П.Н. - ФИО6 обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о включении Большакова П.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Нижнем Новгороде и с заявлением об исключении Большакова П.Н. из списка детей, оставшихся без попечения родителей по "адрес" в связи с переменой места жительства. К заявлению было приложено свидетельство о регистрации по месту пребывания по указанному выше адресу.
Согласно свидетельству N Большаков П.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Распоряжением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Большакову П.Н. отказано во внесении его в районный список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования городского округа Нижнего Новгорода в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства на территории "адрес". Основанием к отказу указан пункт 12 постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Нижний Новгород", решение Межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Большаков П.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении таким помещением не обеспечен; местом жительства Большакова П.Н. с 2016 года является квартира его законного представителя в "адрес", а по смыслу действующего законодательства, жилое помещение должно предоставляться административному истцу по месту его жительства, то есть в "адрес". Отсутствие в его паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории "адрес" не свидетельствует о том, что у несовершеннолетнего ребенка, проживающего в семье попечителя по месту регистрации последнего, отсутствует право на включение его в районный список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением по указанному месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся" без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории "адрес" регулируются "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городского округа Нижний Новгород", действующим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 12 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 14 февраля 2014 года N 404 "Об утверждении порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городского округа Нижний Новгород", основаниями для отказа во включении детей-сирот и лиц из их числа, а также лиц, включенных до достижения возраста 23 лет в список муниципального образования по прежнему месту жительства в качестве детей-сирот и лиц из их числа, в районный список по новому месту жительства являются: отсутствие в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района города Нижнего Новгорода; обеспечение жилым помещением по прежнему месту жительства; отсутствие сведений о включении в список муниципального образования по прежнему месту жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждение правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о признании решения администрации незаконным, поскольку до окончания срока попечительства Большаков П.Н. фактически проживает у попечителя в "адрес"; в "адрес" он состоит на воинском учете по адресу попечителя; ему выдан полис обязательного медицинского страхования и он зарегистрирован по месту пребывания по адресу попечителя; проходит обучение по очной форме с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" несмотря на то, что Большаков П.Н. принят и состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением в "адрес" жильем в указанном регионе обеспечен не был.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, в связи с чем удовлетворение административных исковых требований является законным.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию администрации "адрес" в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Московского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.