Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леонова Е.Е. на решение Брасовского районного суда Брянской области от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 6 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Леонова Е.Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области (далее - УФСИН России по Брянской области), начальнику отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (далее - ФКУ ИК-4) Шкурко Е.М, оператору отдела безопасности ФКУ ИК-4 Орехову А.М. о признании незаконными действий, отмене решения о применении меры взыскания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леонов Е.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области и отменить решение о применении меры взыскания от 15 июля 2019 года.
Административные исковые требования обоснованы тем, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4. 8 июля 2019 года оператором отдела безопасности ФКУ ИК-4 Ореховым А.М. был составлен рапорт о допущенном осужденным Леоновым Е.Е. нарушении режима содержания (нарушении формы одежды), а именно: 8 июля 2019 года в 13 часов 17 минут находился в секторе отряда без куртки. За данное нарушение 15 июля 2019 года начальником отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-4 Шкурко Е.М. административному истцу был объявлен устный выговор, вместе с тем нарушение режима содержания не совершал.
Решением Брасовского районного суда Брянской области от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 6 февраля 2020 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 2 марта 2020 года через Павловский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 марта 2020 года, Леонов Е.Е. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что никакого нарушения не допускал, в связи с чем устный выговор объявлен незаконно. Административным ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих нарушение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Леонов Е.Е. осужден приговором "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты".
Осужденный Леонов Е.Е. ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
8 июля 2019 года оператором отдела безопасности ФКУ ИК-4 ФИО8 на имя начальника ФКУ ИК-4 был подан рапорт, согласно которому осужденный Леонов Е.Е. 8 июля 2019 года в 13 часов 17 минут допустил нарушение режима содержания (нарушил форму одежды), поскольку находился в секторе отряда без куртки х/б (в рубашке).
15 июля 2019 года осужденным Леоновым Е.Е. было дано письменное объяснение, согласно которому факт нарушения он не признал.
Из справки начальника отряда ФКУ ИК-4 УФСИН России по "адрес" Шкурко Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что была проведена беседа с осужденным Леоновым Е.Е. по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания, осужденный дал письменное объяснение, в котором не согласился с выявленным нарушением, однако факт нарушения подтвержден в ходе просмотра видеоархива, в связи с чем начальником отряда принято решение о применении к осужденному меры взыскания в виде выговора устно.
С указанной мерой взыскания Леонов Е.Е. был ознакомлен 15 июля 2019 года, однако от подписи отказался, в связи с чем в вышеуказанной справке была поставлена соответствующая отметка.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Леоновым Е.Е. был нарушен установленный порядок отбывания наказания, мера взыскания к нему применена правомерно, с учетом тяжести и характера совершенного им нарушения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом "5" части 1 статьи 115 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться взыскания, в том числе в виде выговора.
Согласно статье 117 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии со статьей 119 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Согласно части 3 статьи 119 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 16 главы 3 которых установлено, что осужденные обязаны в том числе: носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правила обязательны для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Приказом начальника ФКУ ИК-4 от 15 ноября 2018 года N 394 утверждены образцы формы одежды и порядка ее ношения осужденными, содержащимися в названном исправительном учреждении, в том числе ношение осужденными летней формы одежды (костюма х/б) с застегнутыми пуговицами (приложение N 1 к данному приказу).
Факт нарушения административным истцом Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений судами установлен, порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций, изложенные в судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, имеющимся доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что административным ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих нарушение в виде фото или видеозаписи, подлежит отклонению, поскольку нормативно-правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена обязанность администрации исправительного учреждения налагать на осужденных взыскания только при наличии фото и видеофиксации нарушения осужденными Правил внутреннего распорядка.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и на иной оценке доказательств, повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы и, по сути, сводятся к несогласию с выводами судов. В оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брасовского районного суда Брянской области от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 6 февраля 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Леонова Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.