Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кромина Р. С. и Кроминой С. В. к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка участников ведомственной целевой государственной программы, понуждении к восстановлению семьи в составе участников программы, по кассационной жалобе Кроминой С. В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 20 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, судебная коллегия
установила:
Кромин Р.С. и Кромина С.В. обратились в суд с иском к Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка участников ведомственной целевой государственной программы от 1 апреля 2019 года, понуждении к восстановлению семьи в составе участников программы целевой государственной программы.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 29 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 20 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кромина С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Кромин Р.С. и Демина С.В. вступили в зарегистрированный брак ДД.ММ.ГГГГ. После брака Деминой С.В. присвоена фамилия - Кромина С.В.
ДД.ММ.ГГГГ у супругов Кроминых родился сын К.Р.Р..
ДД.ММ.ГГГГ семьей Кроминых было подано заявление на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Приказом начальника Социального управления города Пензы от 3 июля 2012 года N 122 м.с. "О признании молодых семей участниками подпрограммы" семья Кроминых была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В связи с рождением второго ребенка, приказом начальника Социального управления города Пензы от 27 сентября 2013 года N 129 м.с. в состав семьи Кроминых включен сын - К.А.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 25 августа 2015 года N 889 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" от 17 декабря 2010 года N 1050" федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года, в которую входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" продлена до 2020 года включительно.
Приказом и.о. начальника Социального управления города Пензы от 16 ноября 2015 года семья Кроминых с составом семьи 4 человека признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, о чем было направлено письменное уведомление от 18 ноября 2015 г. N 1774.
Приказом начальника Социального управления города Пензы от16 января 2018 года N 1 молодая семья Кроминых с составом 4 человека признана участником основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Приказом Социального управления города Пензы от 29 мая 2018 года N 45 м.с. был утвержден и направлен в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по городу Пензе в количестве 2537 семей, семья Кроминых состояла в списке с составе семьи 4 человека под N 169.
Приказом начальника Социального управления города Пензы от 01 апреля 2019 года N 33 м.с. семья Кроминых исключена из состава участников основного мероприятия и из списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по городу Пензе.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд исходил из того, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Суд принял во внимание, что отсутствуют основания для дальнейшего участия семьи в целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку Кромин Р.С. достиг 35-летнего возраста, и его семья в составе четырех человек, утратила статус молодой семьи.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части -подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов об отсутствии законных основания для удовлетворения исковых требований являются правильными, поскольку возраст Кромина Р.С. превышает 35 лет, соответственно, семья подлежала исключению из списка молодых семей.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 20 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кроминой С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись
Судьи Подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Шабанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.