Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Булатовой Е.Е.
судей Скоковой Д.И, Заевой В.И, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-1230/2019 по иску Яхиной Капиталины Егоровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести оценку пенсионных прав и выплату пенсии с учетом ранее представленных документов
по кассационной жалобе Яхиной Капиталины Егоровны
на решение Железногорского городского суда Курской области от
15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 31 октября 2019 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Яхина К.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному) (далее - УПФР в г. Железногорске Курской области, пенсионный орган) о возложении обязанности произвести оценку пенсионных прав и выплату пенсии с учетом ранее представленных документов.
Решением Железногорского городского суда Курской области от
15 августа 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от
31 октября 2019 г, Яхиной К.Е. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений ввиду нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Яхина К.Е. являлась получателем пенсии в Республике Узбекистан. В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию УПФР в г. Железногорске Курской области ей назначена страховая пенсия по старости с дат обращения в пенсионный орган - 18 октября 2017 г... При проверке представленных Яхиной К.Е. документов пенсионным органом установлено наличие расхождений в сведениях о размере заработной платы за период работы истца с января 1987 года по декабрь 1994 года в справке от 6 декабря 1996 г, находящейся в пенсионном деле, и в представленной ею архивной справке от 20 февраля 2017 г.
Решением УПФР в г. Железногорске Курской области от 17 января 2018 г. признан не подлежащим включению в страховой стаж истца период работы с 1 декабря 1991 г. по 31 марта 1999 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих указанный стаж компетентным органом Республики Узбекистан. Пенсионным органом направлены запросы в адрес начальника Чирчикского внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области Республики Узбекистан о подтверждении сведений о стаже истца за период с 29 января 1959 г. по 31 марта 1999 г. и заработка за периоды с 1987 года по 1991 год, с 1991 года по 1994 год, с 1995 года по 1999 год на заводе " "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган поступили ответы с приложением документов о периоде работ истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и справками о заработной плате с 1991 года по 1994 год и с 1995 года по 1999 год. С учетом данных ответов произведен перерасчет размера страховой пенсии Яхиной К.Е. с даты назначения, поскольку полученными документами подтверждены сведения о работе, представленные ею при первоначальном обращении за назначением пенсии. Кроме того, с учетом разъяснений, содержащихся в письме Минсоцзащиты России от 31 января 1994 г. N 1-369-18, страховая пенсия по старости установлена Яхиной К.Е. с 1 апреля 2017 г.
В связи с не поступлением подтверждения сведений о заработной плате истца за период с 1 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г. УПФР в г. Железногорске Курской области 14 августа 2018 г. дополнительно направлен запрос в адрес начальника Чирчикского внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области Республики Узбекистан.
23 октября 2018 г. в пенсионный орган поступил ответ на данный запрос с приложением архивной справки от 3 октября 2018 г, содержащей данные о заработной плате Яхиной К.Е. за период с 1 января 1985 г. по 31 декабря 2018 г. При этом пенсионным органом установлено наличие расхождений в сведениях о заработной плате за август 1987 года, ноябрь и декабрь 1988 года, содержащихся в поступившей архивной справке от 3 октября 2018 г. и в первоначально представленной истцом при обращении за назначением пенсии архивной справке от 20 февраля 2017 г.
На основании заявления Яхиной К.Е. от 27 ноября 2018 г. произведен перерасчет размера её страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период с 1 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г.
В связи с наличием расхождений в сведениях о размере заработной платы пенсионным органом вновь направлены запросы о подтверждении сведений о заработной плате истца за период с 1 января 1985 г. по 31 декабря 1994 г.
9 апреля 2019 г. в УПФР в Железногорском районе Курской области поступил акт от 7 марта 2019 г. Чирчикского внебюджетного Пенсионного фонда Ташкентской области при Министерстве финансов Республики Узбекистан, которым подтверждены сведения о заработной плате Яхиной К.Е. за период работы на заводе "данные изъяты"" "адрес" с 1 января 1985 г. по 31 декабря 1994 г, содержащиеся в справке от 3 октября 2018 г, поступившей в пенсионный орган, а не в справке от 20 февраля 2017 г, первоначально представленной истцом.
Разрешая спор и оказывая истцу в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности произвести доначисление и выплату ей страховой пенсии по старости с 1 апреля 2017 г. на основании справки о заработной плате от 20 февраля 2017 г, выданной государственным архивом г. Чирчика, с учетом корректировки сведений о заработной плате на основании справки от 3 октября 2018 г, выданной государственным архивом г. Чирчика, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сведения о заработной плате Яхиной К.Е. за период её работы с 1 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г, отраженные в представленной ответчику архивной справке от 20 февраля 2017 г, не были подтверждены компетентным органом Республики Узбекистан, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для переоценки пенсионных прав истца и выплат е пенсии на основании данной справки с момента назначения пенсии. При этом судами отклонена ссылка истца на возможность осуществления ответчиком корректировки сведений о заработной плате за период с 1 января 1987 г. по 31 декабря 1991 г, поскольку до 31 марта 2017 г. Яхина К.Е. не была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г, части 1 статьи 18, частей 1 и 2 статьи 23, части 2 статьи 26, части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктов 22, 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н, приказа Минтруд России от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что в пенсионном деле имелась справка о заработной плате за спорный период, в связи с чем пенсия должна была быть назначен по материалам пенсионного дела, поступившего из Республики Узбекистан с учетом данной справки, подлежат отклонению.
Частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 данных Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI указанных Правил.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Учитывая, что при обращении за назначением пенсии в Российской федерации истцом была представлена архивная справка о размере заработной платы за спорный период, который она просила учесть при определении размера пенсии, имеющая расхождения со сведениями в справке, имевшейся пенсионном деле, выданном ей на руки без соответствующего запроса УПФР в г. Железногорске Курской области, пенсионный орган обоснованно провел проверку данных сведений. Поскольку сведения о заработной плате, представленные истцом не были подтверждены, пенсионный орган обоснованно произвел перерасчет пенсии на основании поступивших сведений из компетентных органов Республики Узбекистан с даты обращения истца с заявлением о таком перерасчете, что соответствует положениям частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иные приведенные Яхиной К.Е. в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Железногорского городского суда Курской области от
15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 31 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яхиной Капиталины Егоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.