Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Скоковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саликовой Елены Валентиновны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и выплате пенсии
по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное)
на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области N2-739/2019 от 6 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда N33-7380/2019 от 14 ноября 2019 года, которыми требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, установила:
Саликова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и выплате пенсии.
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 6 августа 2019 года исковые требования Саликовой Е.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Борисоглебском районе Воронежской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 6 августа 2019 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 ноября 2019 года, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Саликова Е.В. 17.05.2019 года обратилась в Управление ПФР в Борисоглебском районе Воронежской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Борисоглебском районе Воронежской области от 29.05.2019 года N 190000006805/339416/19 Саликовой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как на 17.05.2019 года (день обращения истца в ПФР за назначением) специальный стаж работы Саликовой Е.В. составил 10 лет 7 месяцев 10 дней, что явилось основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ.
В специальный стаж Саликовой Е.В. УПФР в Борисоглебском районе Воронежской области не были включены периоды работы в должности директора в муниципальном учреждении "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" с 14.01.2003 г. по 13.04.2014 г, с 22.10.2014 г. по 23.11.2017 г, с 29.11.2017 г. по 31.12.2018 г.
Разрешая и удовлетворяя требования Саликовой Е.В. о включении в специальный стаж периодов работы в должности директора в муниципальном учреждении "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" с 14.01.2003 г. по 13.04.2014 г, с 22.10.2014 г. по 23.11.2017 г, с 29.11.2017 г. по 31.12.2018 г, суд первой инстанции, руководствуясь Списком N781, включил в специальный педагогический стаж Саликовой Е.В. спорные периоды работы и обязал УПФР в Борисоглебском районе Воронежской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть 17.05.2019 года.
Судебная коллегия Воронежского областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно высказав суждение о том, что основным условием для зачета в специальный стаж периода работы в должности директора - это соблюдение непосредственной связи должности с образовательным (воспитательным) процессом.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ (далее - Закон), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предоставлено право на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, пунктом 3 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Список), а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Должность истца - директор предусмотрена в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Пунктом 1.13 указанного раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены учреждения социального обслуживания: центр социальной реабилитации несовершеннолетних.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Саликовой Е.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются: документальное подтверждение требуемой педагогической или учебной нагрузки у истца в оспариваемые периоды, соблюдение выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Судебная коллегия при рассмотрении настоящего дела по иску Саликовой Е.В. не применила вышеуказанные нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В материалах дела не имеется сведений о выполнении Саликовой Е.В. в должности директора в муниципальном учреждении "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" с 14.01.2003 г. по 13.04.2014 г, с 22.10.2014 г. по 23.11.2017 г, с 29.11.2017 г. по 31.12.2018 г. требуемой педагогической или учебной нагрузки, установленной Правилами N781; документы, подтверждающие продолжительность педагогической или учебной нагрузки (штатные расписания, учебные планы, образовательные программы, приказы, документы о фактически отработанном рабочем времени, бухгалтерские документы и другие, при анализе которых возможно было бы определить фактическое количество часов ведения педагогической работы, нормы педагогической или учебной нагрузки) отсутствуют.
Между тем, надлежащую правовую оценку указанные обстоятельства при вынесении решения судом апелляционной инстанции не получили.
Более того, суд апелляционной инстанции не применил условия, установленные Пунктом 5 Правил N 781, ограничившись указанием лишь на соблюдение непосредственной связи должности с образовательным (воспитательным) процессом.
Учитывая вышеизложенное, без установления юридически значимых обстоятельств по данному делу, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения УПФР в Борисоглебском районе Воронежской области от 29.05.2019 года N 190000006805/339416/19 в части не включения в специальный стаж истца периодов работы в должности директора в муниципальном учреждении "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" с 14.01.2003 г. по 13.04.2014 г, с 22.10.2014 г. по 23.11.2017 г, с 29.11.2017 г. по 31.12.2018 г. и обязании УПФР в Борисоглебском районе Воронежской области назначить Саликовой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с 17.05.2019 года.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права, повлиявшими на исход дела согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 ноября 2019 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.