Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Скоковой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буриева Туйчи Худжамовича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Буриева Туйчи Худжамовича - Байдак Татьяны Владимировны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда N33-33562/2019 от 20 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, установила:
Буриев Т.Х. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Орехово - Зуевского городского суда Московской области от 6 августа 2019 года исковые требования Буриева Т.Х. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 ноября 2019 года решение суда первой инстанции отменено в части обязания Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Буриева Т.Х. период работы с 27.06.1995 года по 09.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15.12.2016 года, в указанной части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Буриева Т.Х. - Байдак Т.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 ноября 2019 года, в части отказа в удовлетворении требований, как незаконного, ввиду допущенных судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Буриева Т.Х. 15.12.2016 года обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
Решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области N 345 от 28.03.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии Буриеву Т.Х. отазано в связи с отсутствием требуемых 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
В специальный стаж Буриева Т.Х. не включены периоды его работы: с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 6 месяцев; с 1.01.2002 года по 3.02.2005 года в должности врача анестезиолога - реаниматолога отделения анестезии и реанимации ОГБУЗ Островской районной больницы в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 06.12.2000 года по 06.01.2001 года; с 20.01.2003 года по 08.02.2003 года; с 29.11.2003 года по 31.12.2003 года, с применением льготы 1 год и 3 месяца; с 12.03.2009 года по 8.04.2009 года; с 12.05.2014 года по 7.06.2014 года, с применением льготы 1 год и 6 месяцев.
Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Буриева Т.Х. в части включения в специальный стаж периода работы с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая по делу в данной части новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исходила из того, что отделение в котором работал истец не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. А поскольку специальный стаж для назначения пенсии по п. 2о ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у Буриева Т.Х. отсутствует, право на досрочное назначение пении по данному основанию у истца с 15.12.2016 года не наступило.
Судебная коллегия считает, что вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Льготный порядок исчисления стажа врачам-анастезиологам-реаниматологам (врачам анастезиологам-реаниматорам) (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Буриева Т.Х. о включении в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода его работы с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев, на основании представленных Буриевым Т.Х. письменных доказательств (трудовой книжки, справок работодателя), установил, что в спорный период он занимал должность врача анестезиолога-реаниматолога и работал в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от22.09.199 года N1066, в связи с чем возложил на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N24 по г. Москве и Московской области обязанность включить спорный период работы истца в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Буриеву Т.Х. в удовлетворении иска в указанной части, суд апелляционной инстанции, не установив каких-либо новых обстоятельств и не опровергнув выводы суда первой инстанции, сослался на то, что истец работал в реанимационном отделении, а не в отделении анестезиологии-реанимации, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Между тем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленные истцом документы не содержат указания на льготный характер исчисления стажа в спорный период, нельзя признать правомерным, поскольку он сделан без учета норм материального права и норм международного права, регулирующих порядок и условия подтверждения страхового стажа.
Из преамбулы Соглашения СНГ 1992 г, подписанного, в том числе Россией и Таджикистаном, следует, что оно заключено Правительствами государств - участников настоящего Соглашения, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 6 названного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения СНГ 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст. 11 Соглашения СНГ 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из указанных норм не следует, что документы о работе на территории государства - участника Соглашения должны выдаваться только строго определенным компетентным органом. При этом предоставление документов в подтверждение пенсионных прав непосредственно заявителем (гражданином) не исключается. Государства взяли на себя обязанность информировать друг друга о действующем у них пенсионном законодательстве, его изменениях (в целях разрешения вопроса о приобретении права на пенсионное обеспечение в период работы на территории иностранного государства), принимать меры к установлению юридически значимых для назначения пенсии обстоятельств, при том, что документы, выданные в надлежащем порядке, должны приниматься другим государством без легализации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, трудовой книжки Буриева Т.Х, архивной справки истец был принят на работу в областную клиническую больницу в отделение анестезиологии и реаниматологии, работа в котором дает право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности как один год работы за 1 год и 6 месяцев, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.199 года N1066, постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Однако судом апелляционной инстанции, сделавшим вывод о том, что архивная справка по Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан не подтверждает характер работы истца в спорный период и не имеет доказательственного значения, положения норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были.
Судом апелляционной инстанции, отказавшим Буриеву Т.Х. в удовлетворении иска в части включения периода его работы с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в страховой стаж, не учтено, что истец, реализуя гарантированное ему право на судебную защиту, обратился в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода его работы в льготном исчислении и в связи с этим о наличии у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки суда первой инстанции, который оценив представленные по делу доказательства в совокупности с иными доказательствами по делу, пришел к выводу о том, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, с учетом которого у истца имеется предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 30-летний стаж лечебной деятельности, необходимый для получения досрочной страховой пенсии по старости. Эти выводы суда первой инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права, а также нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции опровергнуты не были.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Буриева Т.Х. в части включения в специальный стаж периода работы с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15.12.2016 года и для принятия нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении его исковых требований.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение в указанной части нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции в указанной части, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 ноября 2019 года отменить в части отказа Буриеву Туйчи Худжамовичу во включении в специальный стаж периода работы с 27.06.1995 года по 9.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Хатлонской областной больнице N1 г. Курган-Тюбе Республики Таджикистан в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15.12.2016 года.
Оставить в силе в указанной части решение Орехово - Зуевского городского суда Московской области от 6 августа 2019 года.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 ноября 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.