Дело N 88-11402/2020
г. Саратов |
30 апреля 2020 г. |
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи
Скоковой Д.И, рассмотрев гражданское дело N 2-1274/2019 по иску военного прокурора Калужского гарнизона в защиту интересов Степанова Евгения Алексеевича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калужской области" о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калужской области"
на решение мирового судьи судебного участка N 11 Калужского судебного района Калужской области от 18 октября 2019 г. и апелляционное определение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 г, установил:
Военный прокурор Калужского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Степанова Е.А. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калужской области" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат Калужской области") о перерасчете пенсии.
Решением мирового судьи судебного участка N 11 Калужского судебного района Калужской области от 18 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 г, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу Степанова Е.А... за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. взыскана сумма пенсии с учетом индексов потребительских цен по Калужской области в размере 13200, 93 руб.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Калужской области" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Степанов Е.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации со 2 января 1994 г. и получает пенсию за выслугу лет, имеет воинское звание подполковника.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о признании за истцом права на перерасчет пенсии за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. в соответствии со статьей
43 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г.
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), определяющей порядок исчисления пенсии из денежного довольствия военнослужащих, указал на то, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", вступившем в силу с 1 января 1998 г, оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 1 января 1999 г. окладов по воинским должностям, однако это требование закона начало исполняться лишь с 1 июля 1999 г. с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г.
N 72, пункт 2 которого был признан недействительным решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 г. N ВКПИ 99-18 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г. как несоответствующий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Согласно подпункту "б" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 данного Закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Правительство Российской Федерации пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в редакции действовавшей до 1 июля 2000 г. до внесения изменений Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ) было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Закона, согласно которому оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Правительству Российской Федерации предписано повысить с 1 января 1999 г. в 1, 62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, повысить с 1 июля 1999 г. в 2, 02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 (утратившим силу с 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства от 1 июля 2002 г. N 486) с 1 июля 1999 г. месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) установлены согласно приложению N 1 (пункт 2).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 г. N ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 признан недействительным в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г. как несоответствующий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку Правительством Российской Федерации после принятия решения Верховным Судом Российской Федерации постановление об изменении даты перерасчета пенсии в связи с увеличением окладов по воинским званиям с 1 июля 1999 г. на 1 января 1999 г. не принималось, у судов отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности перерасчета пенсии с 1 января 1999 г. в связи с увеличением окладов по воинскому званию, иное означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в деятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по определению размеров окладов по воинским должностям и воинским званиям.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 Степанову Е.А. произведен перерасчет пенсии с 1 января 1999 г. в связи с увеличением окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу, а с 1 июля 1999 г. - перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов по воинским званиям.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N13 от 19 июня 2012 г. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.