Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-27/2019 по кассационной жалобе административного истца Ларченко Сергея Александровича на апелляционное определение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2019 г., которым отменено решение Смоленского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2019 г., по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части полевая почта N 1 "звание" Ларченко Сергея Александровича об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Западрегионжилье"), связанного с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Кассационный военный суд
установил:
решением Смоленского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2019 г. удовлетворен административный иск Ларченко С.А, в котором он просил признать незаконным решение ФГКУ "Западрегионжилье" от 26 октября 2018 г. об отказе в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г. "данные изъяты" Московской области, а также обязать жилищный орган повторно рассмотреть данный вопрос.
Апелляционным определением Московского окружного военного суда от 25 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной 25 декабря 2019 г. кассационной жалобе (срок подачи восстановлен) административный истец, выражая несогласие с определением суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы Ларченко С.А, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он имеет все основания, чтобы быть обеспеченным жильем от военного ведомства, при том, что все необходимые документы для постановки на жилищный учет им были своевременно представлены в жилищный орган. Обращает внимание на то, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции, от него не зависел перевод на территорию Российской Федерации, чтобы по новому месту службы поставить вопрос о принятии на жилищный учет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного определения окружного военного суда и оставления в силе решения суда первой инстанции по данному административному делу.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях лицам, уволенным с военной службы, в том числе избравшим место жительства, отличное от места прохождения службы, и членам их семей, обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, Ларченко С.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 24 лет, проходил военную службу по контракту в войсковой части полевая почта N 1, дислоцированной на территории "данные изъяты".
Уволенный приказом командира войсковой части N 2 от 23 ноября 2018 г, с военной службы в запас на основании подп. "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта Ларченко С.А. приказом командира войсковой части полевая почта N 1 с 3 декабря 2018 г. исключен из списков личного состава воинской части.
4 сентября 2018 г. Ларченко С.А, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по окончанию срока контракта, обратился в ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о признании его с составом семьи "данные изъяты" человека "данные изъяты" в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, - г. "данные изъяты" Московской области.
По результатам рассмотрения этого заявления жилищным органом вынесено решение от 26 сентября 2018 г. об отказе в принятии на жилищный учет со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и указанием, что такое право у Ларченко могло возникнуть лишь в случае продолжения военной службы на территории Российской Федерации либо в случае досрочного увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Гарнизонный военный суд признал это решение жилищного органа незаконным и нарушающим права административного истца.
Однако суд апелляционной инстанции согласился с правовой позицией жилищного органа, отменив решение суда первой инстанции и отказав Ларченко в удовлетворении административного иска.
При этом в обжалованном определении окружной военный суд указал, что административный истец, давая согласие на прохождение военной службы сверх установленных сроков, тем самым согласился с обеспечением его в период службы за пределами Российской Федерации лишь служебным жилым помещением, как это и предусмотрено законом. При этом у Ларченко С.А. на протяжении длительного времени сохранялась возможность заявить о своем нежелании в дальнейшем проходить службу за пределами Российской Федерации и высказать просьбу о переводе к новому месту службы, где он мог бы реализовать свое право на обеспечение жильём для постоянного пользования. Однако такой возможностью тот не воспользовался, распорядившись тем самым по своему усмотрению и жилищным правом.
Судебная коллегия Кассационного военного суда находит, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал закон, а указанный вывод противоречит обстоятельствам дела, верно установленным судом первой инстанции и подтверждающимся материалами дела.
Пунктами 4 и 5 статьи 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплена обязанность командиров по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также содержится запрет на ограничение в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, из материалов дела не усматривается, что Ларченко С.А. командованием воинской части или кадровым органом Министерства обороны Российской Федерации предлагался перевод к новому месту службы на территории Российской Федерации. Не представлено таких сведений об отказе Ларченко С.А. от такого перевода и административным ответчиком в судебном заседании.
Нормы Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 и иных нормативно - правовых актов, регулирующих порядок исполнения обязанностей военной службы военнослужащим по контракту, не предполагают возможности разрешения последним самостоятельно и произвольно, без участия командования и издания полномочными должностными лицами актов организационно-распорядительного характера, вопросов, связанных с местом прохождения военной службы, в том числе на территории Российской Федерации либо в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории России.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, а также верного вывода гарнизонного военного суда о том, что Ларченко С.А. оспоренным решением жилищного органа поставлен в неравные условия по сравнению с такой же категорией военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации, суд первой инстанции, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, обоснованно признал решение жилищного органа незаконным и нарушающим права административного истца, возложив на ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по восстановлению нарушенных прав путем рассмотрения по существу его заявления о принятии с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Выводы суда первой инстанции полностью соответствуют и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 14 мая 2013 г. N 693-О, согласно которой конституционный принципа равенства и гарантий для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Суд первой инстанции обоснованно усмотрел в решении жилищного органа такой характер по отношению к административному истцу.
Ошибки в применении норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, привели к принятию незаконного судебного акта, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения. Поскольку решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и правильным по существу, то его надлежит оставить в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
кассационную жалобу административного истца Ларченко Сергея Александровича - удовлетворить.
Апелляционное определение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2019 г. отменить и оставить в силе решение Смоленского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2019 г. по административному иску Ларченко С.А.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.