Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-131/2019 по совместной кассационной жалобе административного истца и его представителя Шевякова Михаила Ивановича на решение Тверского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 октября 2019 г. об оспаривании "данные изъяты" Сусловым Сергеем Валерьевичем решения начальника отделения (территориального г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение), которым он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кассационного военного суда Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении требований Суслова об оспаривании решения Отделения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания.
В кассационной жалобе, поданной 7 февраля 2020 г, Суслов и его представитель, приводя доводы, тождественные доводам апелляционной жалобы, просит отменить решение и апелляционное определение ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Они дают свое толкование ст. 7, 8, 15, 53 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, и делают вывод о том, что в удовлетворении требований Суслова необоснованно отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Суслов, имея выслугу на военной службе более 20 лет, решением начальника Отделения от 31 июля 2017 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма совместно с членами семьи, - "данные изъяты"
Решением начальника Отделения от 10 июня 2019 г. он и члены его семьи сняты с жилищного учета, поскольку ранее во время прохождения военной службы Суслову и членам его семьи Министерством обороны РФ предоставлялось жилое помещение по установленным нормам, - квартира общей площадью 38, 5 кв.м по адресу: "адрес", которая была ими приватизирована. При этом Суслов в 2012 г. подарил своей бывшей супруге ФИО свою долю в размере 20, 25 кв.м.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержащееся в указанной норме закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных названным выше Федеральным законом.
В связи с изложенным содержащийся в подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.1998 N 1054, запрет на признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в случае распоряжения ими полученным ранее от государства жильем непосредственно вытекает из приведенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Эти доводы по своей сути получили надлежащую оценку при рассмотрении апелляционной жалобы административного истца и правомерно отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 18 июля 2019 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 октября 2019 г. по административному исковому заявлению Суслова Сергея Валерьевича оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.