Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Яковлева И.А. при секретаре судебного заседания Антоненко Л.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-152/2019 по кассационной жалобе административного истца Хакимова Р.Ф. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 26 июля 2019 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 23 октября 2019 г., принятые по административному исковому заявлению Хакимова Руслана Фирдаусовича об оспаривании действий и решения заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) о внесении изменений в учетные данные административного истца, предоставлении жилищной субсидии и снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад председательствующего, Кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении требований Хакимова об оспаривании действий и решения заместителя начальника Управления, связанных с предоставлением субсидии на приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), рассчитанной за вычетом жилой площади в размере 18 кв.м, ранее полученных им от военного ведомства в составе семьи его отца - военнослужащего, внесением соответствующих сведений в учетные данные военнослужащего и последующим снятием его с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
В кассационной жалобе, поданной 4 февраля 2020 г, административный истец Хакимов просит отменить обжалуемые судебные акты ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование своих требований автор жалобы ссылается на п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержание ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ, а также п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Анализируя указанные положения, административный истец утверждает, что ранее предоставленная ему жилая площадь не подлежит учету при обеспечении его жильем в связи с истечением предусмотренного законом пятилетнего срока с момента ее отчуждения.
При этом Хакимов указывает, что собственное право на обеспечение жилой площадью по линии военного ведомства он не реализовал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций по делу установлено, что Хакимов в 1999 году в составе семьи его отца - военнослужащего от военного ведомства был обеспечен жилой площадью в размере 18 кв.м, которой при продаже жилого помещения в том же году он распорядился.
В сентябре 2015 года Хакимов, в связи с достижением 20 лет общей продолжительности военной службы, принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации с составом семьи... человека посредством предоставления жилищной субсидии.
Исходя из установленных обстоятельств дела, положений ст. 15, ч. 4 ст. 15.1 Федерльного закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения, ст. 53, ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, Правила расчета субсидии, пп. 3-5 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом Директора ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Хакимов, распорядившись предоставленной ему от государства жилой площадью, намеренно совершил действия по ухудшению жилищных условий. В связи с этим указанные действия правомерно были учтены при расчете и предоставлении ему жилищной субсидии.
В свою очередь доводы административного истца в кассационной жалобе об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и являются ошибочными.
Утверждение Хакимова о том, что предоставленная ему в 1999 году жилая площадь в собственности у него не находилась и не может учитываться при реализации им его права на обеспечение жильем в качестве военнослужащего при установленных обстоятельствах дела не опровергает имевший место ранее факт обеспечения его жильем по линии военного ведомства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 26 июля 2019 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 23 октября 2019 г. по административному исковому заявлению Хакимова Руслана Фирдаусовича об оспаривании действий и решения заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.